Анакреон в собрании (стр. 171). Впервые — в 1792 г. в «Описании празднества, бывшего по случаю взятия Измаила у его

396

светлости г. генерал-фельдмаршала и великого гетмана кн. Г. А. Потемкина-Таврического, в присутствии ее императорского величества и их императорских высочеств, в Петербурге в доме близ Конной гвардии, 1791 г. апреля 28 дня», составленном Державиным и изданном отдельной брошюрой в Петербурге, на стр. 20. С поправками — Ан. п., стр. 48 (в оглавлении прибавлено: «На любовные приветствия К. П. Т. во время торжества, бывшего» и пр.). Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 51, с включением поправок, внесенных Державиным в личный экземпляр этого издания (впервые опубликованы у Грота, т. 1, стр. 421—422). В приготовлениях к грандиозному празднику, данному Потемкиным в Таврическом дворце, принял участие и Державин, которому было поручено написать «хоры». Поэт написал четыре хора, понравившиеся Потемкину, а после праздника составил подробное его «Описание». Стихотворение в Об. Д. датировано апрелем 1791 г., однако ясно, что написано оно позднее, так как самый праздник состоялся 28 апреля. В так называемой «казанской рукописи» Ан. п. стихотворение названо «Анакреону в собрании девиц» или «К Анакреону в собрании» и датировано 1792 г.

Во жемчужной колеснице. В издании 1792 г. и в тексте стихотворения, включенном в состав «Описания торжества» в Изд. 1808 г., т. 4, стр. 41, после этого стиха был стих «Иль на аленьком листочке», пропущенный (возможно, по ошибке) в Ан. п. и в 3-м томе Изд. 1808 г.

Мальчик — Амур (Эрот).

Паллада — Минерва, богиня мудрости. Поскольку под Анакреоном Державин имеет в виду Потемкина, то под «Палладой», очевидно, скрывается намек на Екатерину II, охладевшую в это время к Потемкину.


Западов В.А. Комментарий: Державин. Анакреон в собрании // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 396—397. (Библиотека поэта; Большая серия).
© Электронная публикация — РВБ, 2003—2017. Версия 2.1 от 20 января 2017 г.

Загрузка...