Впервые — отдельным изданием (М., 1758), Печ. по «Творениям», ч. 4, стр. 1.
Действие I. Явление 2.
Когда я для любви всевышнему предам — т.е. изменю монашескому обету, предам бога.
Да пренебрегшия смешать свой с ними прах, Он ветрами носим был в поле и в волнах, т.е. чтобы прах той, которая не захотела быть похороненной вместе с родителями, был развеян ветрами.
Хоть с нашими речми различен сей свидетель — т.е. хоть «сей свидетель», бог, имеет другие взгляды, отличающиеся от тех, которые
мы высказываем в этой беседе.
Колико беден — как несчастен.
Упорным чувствиям души своей казаться — т.е. сопротивляться своим чувствам.
Всходящим святости отселе на степени — т.е. монахиням, поднимающимся по ступеням святости над грешным миром.
Явление 3.
Ты есть источница мучения и плача. Слово «источница», обращенное к женщине, вместо «источник», представляет собой своеобразный неологизм Хераскова.
Действие II. Явление 1.
Вот кая — вот какая.
Явление 2.
Из виду правилы достоинства гублю. По видимости я преступаю правила достоинства.
Невольник твой — злодей! однако честен сын — т.е. хотя обстоятельства свидетельствуют против приведенного к тебе арестанта, твой сын остается честным.
Хотя ж злодея ты меня быть ныне мнишь. Хотя ныне ты меня считаешь злодеем.
Дщери божии — монахини.
Действие III. Явление 2.
Сан ангельский — монашеский.
О ведомость ужасна — ужасное известие.
Явление 5.
Который дал свободу, тому я вашу страсть изображу народу. Я изображу вашу страсть народу, который освободил тебя.