69. «Мои безделки», 1794, ч. 2, с. 170, под заглавием «Послание к Д***»; «Аглая», 1795, кн. 2, с подписью А. Б. В; «Аглая», 1796, кн. 2; «Мои безделки», 1797; Соч. 1803. Печ. по Соч. 1814,

388

с. 47. Ответ на «Стансы к Карамзину» Дмитриева (1793). Стихотворение выражает глубокий идейный кризис, пережитый Карамзиным в 1793–1794 годах. 17 августа 1793 г. Карамзин писал Дмитриеву: «Поверишь ли, что ужасные происшествия Европы волнуют всю душу мою? Бегу в густую мрачность лесов — но мысль о разрушаемых городах и погибели людей везде теснит мое сердце. Назови меня Дон-Кишотом; но сей славный рыцарь не мог любить Дульцинею свою так страстно, как я люблю — человечество!» («Письма Карамзина к Дмитриеву», с. 42).

Олимпийская чаша — чаша с нектаром, сохранявшим богам молодость и красоту.

С Платоном Республик нам не учредить. Об отношении Карамзина к республике Платона см. вступ. статью, с. 9.

Питтак (650–569 гг. до н. э.),

Фалес (640–540 гг. до н. э.),

Зенон (видимо, Зенон-стоик, 336–264 гг. до н. э.) — греческие философы.

Сатурн — царствовал, согласно легенде, в «золотом веке».

Сократ (469–399 гг. до н. э.) — греческий философ, был казнен по решению народного собрания в Афинах. В литературе XVIII в.— образ мудреца, павшего жертвой завистников. Смерть Сократа — тема ряда произведений XVIII в. — составляет сюжетную основу трактата М. Мендельсона «Федон, или Бессмертие души», переведенного наставником Карамзина А. М. Кутузовым и опубликованного в журнале Н. И. Новикова «Утренний свет».


Ю.М. Лотман. Комментарий: Карамзин. Послание к Дмитриеву // Карамзин Н.М. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1966. С. 388–389. (Библиотека поэта; Второе издание).
© Электронная публикация — РВБ, 2004—2024. Версия 3.0 от от 31 октября 2022 г.