Иван Андреевич Крылов

И. А. Крылов. Портрет (акварель) работы К. П. Брюллова И. А. Крылов. Портрет (акварель) работы К. П. Брюллова

И. А. Крылов

Об авторе

Крылов Иван Андреевич [2(13).II.1769 (или 1768), Москва, — 9(21).XI.1844, Петербург] — русский писатель, журналист, баснописец. Родился в семье армейского офицера, который из рядовых дослужился до капитанского чина, руководил обороной Яицкого городка от мятежников-пугачевцев. Детские годы Крылова прошли в опасностях и лишениях. Во время пугачевского восстания он вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге. После смерти отца (1778) семья осталась без средств, и десятилетний подросток поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат. Крылов самостоятельно изучил французский, впоследствии также немецкий и итальянский языки, а в старости — древнегреческий; с юности был начитан в русской, европейской и античной литературе.

В 1782 году Крылов переехал в Петербург и через год определился на должность мелкого чиновника в Казенную палату, а в мае 1787 г. устроился на службу в Горную экспедицию. В Петербург Крылов привез свою первую комическую оперу «Кофейница» (1782), которая была приобретена издателем, но не напечатана. В столице Крылов познакомился с Н. А. Львовым и Г. Р. Державиным, сблизился с театральным миром. Выдающийся актер И. А. Дмитревский стал советчиком молодого Крылова в его драматических опытах. На протяжении 1786—1788 гг. Крылов создал трагедии «Клеопатра» (не сохранилась) и «Филомела», комическую оперу «Бешеная семья», а также прозаические комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». Последняя привела к конфликту между Крыловым и Я. Б. Княжниным, выведенным в пьесе под именем Рифмокрада. Жалоба Княжнина привела к снятию пьес Крылова с постановок. В мае 1788 г. он уволился из Горной экспедиции и на много лет оставил государственную службу.

В 1789 г. Крылов начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традицию сатирических журналов Н. И. Новикова. По резкости и смелости сатиры «Почта духов» явилась одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII века. Используя жанр сатирического эпистолярного романа с несколькими сюжетными линиями, Крылов в «Почте духов» дает гротескную панораму современных нравов, демонстрируя комизм повседневного существования и абсурдность привычного порядка вещей. Остановка издания после восьмого выпуска могла быть связана с усилением цензурных гонений после начала революции во Франции.

В 1792 г. в компании с актерами И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным Крылов организовал собственную типографию «Крылов с товарищи» и приступил к изданию журнала «Зритель», в котором опубликовал несколько сатирических памфлетов и фельетонов, в том числе «Похвальную речь в память моему дедушке», повести «Ночи» и «Каиб». В 1793 г. Крылов и Клушин издавали журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», не получивший популярности. Разочаровавшись в журналистике, Крылов отошел от журнальной деятельности. Переехав в Москву (1794), он на некоторое время стал профессиональным карточным игроком. С осени 1795 г. до воцарения Павла I ему как игроку запрещено жить в столицах.

В 1797 г. Крылов поступил личным секретарем к генералу кн. С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы Голицына последовал за ним в имение Казацкое на Украине, где прожил на положении компаньона до 1801 г. В эти годы он написал бурлескную «шутотрагедию» «Трумф» (иначе «Подщипа», 1799—1800) — издевку и над самодержавием, и над немецким засильем при Павле I. Позднее, в 1807 г., Крылов представил пьесу в цензуру, но публикация ее была запрещена, что не помешало «Подщипе» распространяться в списках и стать одним из самых популярных неподцензурных текстов первой четверти XIX века.

После коронации Александра I Голицын был назначен военным губернатором Лифляндии. С октября 1801 г. по сентябрь 1803 г. Крылов жил в Риге, заняв должность правителя дел канцелярии Голицына. На протяжении нескольких следующих лет, выйдя в отставку в невысоком чине губернского секретаря, жил то в столицах, то в провинции, вел крупную карточную игру.

В 1804 г. Крылов переехал в Москву, а в 1806 г. возвратился в Петербург. Там он познакомился с театральным деятелем кн. А. А. Шаховским, с которым издавал в 1808 г. журнал «Драматический вестник». В Петербурге были созданы сатирические комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), а также сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (1806, музыка К. А. Кавоса), которые имели шумный успех и оставались в репертуаре до середины XIX века. «Модная лавка», лучшая из комедий Крылова, высмеивала галломанию русского дворянства. К этому времени относится и сближение Крылова с А. Н. Олениным, принявшим участие в судьбе писателя. Благодаря его дружеским связям в 1812 г. Крылов занял должность библиотекаря в открывшейся в Петербурге Императорской Публичной библиотеке, где прослужил около 30 лет. В разные годы сослуживцами Крылова по Публичной библиотеке были известные поэты и прозаики — Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин, А. А. Дельвиг и др.

В январе 1806 г. в «Московском зрителе» были опубликованы переведенные из Лафонтена басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», с которых начался путь Крылова-баснописца. «Ворона и лисица», «Ларчик» и ряд других басен были напечатаны в 1808 г. в «Драматическом вестнике». Первая книга басен, собранных под одной обложкой, увидела свет в 1809 г. С выхода этого сборника началась еще одна — вторая или третья, но для нас самая главная литературная жизнь Крылова. В 1811 г. появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 г. — «Басни Ивана Крылова в трех частях», в 1816 г. были напечатаны части четвертая и пятая, в 1819 г. басни вышли уже в шести частях. Сочинять их Крылов продолжал до конца жизни. В 1825 г. басни вышли в семи частях (книгах), в 1830 и 1834 — «в осьми книгах», в 1844 г. — в девяти. Последнее упомянутое издание, на титуле которого стоит 1843 год, в действительности вышло уже после смерти баснописца. На траурной обертке экземпляров, разосланных ближайшим друзьям и знакомым, было напечатано: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. СПБ. 1844 г. 9 ноября 3/4 8-го, утром» (дата и час смерти Крылова).

В первой половине 1810-х годов Крылов декламировал свои новые басни на заседаниях «Беседы любителей русского слова». В противоположность другому знаменитому баснописцу тех лет, И. И. Дмитриеву, чьи басни написаны ровным средним стилем, Крылов был сторонником не Карамзина, а Шишкова. Реформатор русской басни был последовательным архаистом: в его баснях реализована установка на русский разговорный язык, очищенный от иноязычного влияния. Народная лексика, экспрессивные формы народного языка, своеобразные черты его синтаксиса, фразеология и семантика использованы в баснях Крылова с необычайным мастерством и разнообразием. В контекст басен органически внедрялись народные пословицы; с другой стороны, многие афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова вошли в ежедневный обиход, стали общераспространенными пословицами и поговорками. Пушкин, назвавший Крылова «истинно народным поэтом», утверждал, что «Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, Лафонтена».

В Крылове-баснописце неизменно чувствуется Крылов-драматург. Стремительное развитие диалога во многих баснях, драматическая острота и динамичность реплик, которыми обмениваются басенные персонажи, сценически действенные положения и «ремарочный» характер авторского «комментария» к ним — все это делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации. Таковы «Мышь и крыса», «Демьянова уха», «Волк и ягненок», «Крестьянин и лисица», «Волк на псарне» и др. Характерный для басен Крылова говорной стих отлично передает интонационное многообразие живой речи (размер басен — разностопный ямб вольной рифмовки, за исключением басни «Стрекоза и муравей», написанной четырехстопным хореем).

Вместе с тем идейно и тематически басни продолжали журнальную сатиру Крылова. Современники, считавшие, что едва ли не все басни Крылов сочинял «по поводу», уверенно вычитывали в них сатиру на высшие правительственные учреждения («Квартет», 1811), лично на Александра I («Воспитание Льва», 1811) и Николая I («Вельможа», 1836), на конкретные события общественной и литературной жизни. Так, басня «Волк на псарне», написанная в разгар Отечественной войны 1812 г. и опубликованная в патриотическом журнале «Сын отечества», сатирически изображает попытку Наполеона вступить в мирные переговоры с Кутузовым. Читатели легко догадывались, что басня «Кошка и соловей» (1824) описывает бесчинства цензуры, «Кукушка и Петух» (1841) изображает Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина и т. д.

Наконец, Крылов стал творцом еще одного произведения, значимость которого, пожалуй, сопоставима со значением его басен. Это легендарный образ «дедушки Крылова» — ленивца, обжоры, неряхи и причудника, лишь отчасти соответствующий реальной личности баснописца и тем подобный литературному персонажу или театральной роли. Так, во все биографии Крылова вошло, будто причиной его последней болезни стала неумеренность в еде, в чем он перед смертью якобы сам каялся; сохранился, однако, официальный документ, свидетельствующий о том, что Крылов умер от воспаления легких. В глазах современников поэта реальное в его жизни столь тесно переплеталось с легендарным, что часто они не отличали одно от другого.

И. П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии»,
биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917»,
академической «Истории русской литературы в 10 томах»
и предисловия к сборнику «И. А. Крылов в воспоминаниях современников»

Об издании

В основу крыловского раздела РВБ положена электронная версия самого значительного издания произведений Крылова — Полного собрания сочинений в трех томах, выпущенного Гослитиздатом в 1945—1946 гг. по случаю столетия со дня смерти писателя. В первом томе помещены прозаические произведения, во втором — драматургия, в третьем — басни, стихотворения, письма и официальные записки. Наибольшую ценность представляет третий том, содержащий обширный свод печатных и рукописных разночтений. В первых двух томах другие редакции и варианты, к сожалению, не учитываются.

Указатели


© Электронная публикация — РВБ, 2007—2024. Версия 2.0 от 18 декабря 2016 г.