25. Автограф — ИРЛИ, 95—101 I С. Ответ на благодарственное письмо Гнедича, которому Дмитриев послал 27 марта через П. П. Свиньина свои «Апологи в четверостишиях» (Дмитриев. Соч., т. 2, с. 294).
1 Упоминание о «маловажности» и неоригинальности книжки характерно для Дмитриева, обычно отзывавшегося о своих произведениях холодно пренебрежительно; в данном случае, однако, оно носит «предвосхищающий» характер. Дмитриев был задет неосторожной рецензией П. И. Шаликова, упомянувшего об источниках «Апологов» — книжке Мольво и рукописных четверостишиях жившего в Москве французского поэта «г-на Деламолиньера»; «некоторые из них,— писал Шаликов, — если не ошибаемся, находятся в числе апологов русского поэта» (Дамский журнал, 1826, № 5, с. 218). В письме П. П. Свиньину от 27 марта Дмитриев сам называет эти источники, в том числе и Ламолиньера, который сочинил 50 четверостиший и приписал их Дмитриеву. «Это я прибавил для того, — писал Дмитриев, — чтобы избежать от других улики, какою удостоен от князя Шаликова» (Дмитриев. Соч., т. 2, с. 295). О своем недовольстве рецензией Шаликова Дмитриев говорил и Н. А. Полевому (Полевой Н. А. Очерки русской литературы, т. 2, с. 480; ср.: Сын отечества, 1838, т. 5, отд. 4, с. 101).
2 С зимы 1826 г. Гнедич был болен; опасались, что ему не удастся выздороветь (ср., например, переписку Пушкина с Плетневым в феврале — апреле 1826 г. — Пушкин, т. 9, с. 261, 264, 272).
3 Речь идет о библиофильских наклонностях Дмитриева, о которых он постоянно говорит в этих выражениях; по-видимому, Гнедич переслал Дмитриеву с письмом какие-то материалы, возможно, для его коллекции портретов. Алексей Николаевич — Оленин (1763—1843), давний знакомый Гнедича, археолог, художник, директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств.