ВОЛЬТЕР

192. ПС, с. 10. Перевод «Ode VIII. Au roi de Prusse, sur son avènement au trône, 1740».

Король прусский — Фридрих II (1712—1786) вступил на престол в 1740 г. Вел переписку с Вольтером, который считал его способным ответить идеалу «просвещенного монарха».

Тираны разумов, злодеи суеверны. В этой и следующих строфах говорится о церкви, которая именем бога преследовала великих мыслителей.

Дескарт — Декарт (см. примеч. 54) — противопоставил богословию учение о сомнении, о разуме как исходном принципе человеческого познания.

Беиль — Бейль (1647—1706) — французский мыслитель. Вскрыл внутренние противоречия богословских учений.

Лейбниц — см. примеч. 72.

А вы, о Боржжия ученья прокляты и т. д. Речь идет об учении итальянского мыслителя Макиавелли (1469—1627), который признал за монархом право использовать в борьбе за неограниченную власть любые меры, вплоть до насилия, предательств и убийств. Образцом «нового государя» Макиавелли считал романского герцога Чезаре Борджа (1476—1507), известного своими преступлениями и аморализмом.

Антонин (86—161), Траян (53—117), Тит (39—81), Марк Аврелий (121—180) — римские императоры. Историки подчеркивали их справедливость, терпимость, мягкость в управлении государством.

Соломон — царь Израиля и Иудеи (ок. 960—935 до н. э.). Имя его стало синонимом мудрого царя.


Л.И. Кулакова. Комментарии: Муравьев. Вольтер. Ода г. Волтера к его величеству королю прусскому на восшествие на престол // Муравьев М.Н. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1967. С. 359. (Библиотека поэта; Второе издание).
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от от 31 августа 2020 г.