97. Г. Р. Державин, Соч. с объяснит, примеч. Я. Грота, т. 2, СПб., 1865, с. 276, под загл. «Письмо Н. А. Львова к Г. Р. Державину». Печ. по РАД (два почти идентичных списка). В рукописи перед текстом письма: «Никольское 24-го мая 1799 года». Письмо приводится полностью за исключением следующей характерной для Львова приписки: «Глаза у меня так болят, что я не токмо сам писать, но и поправить писанного не могу: с утра до вечера учу мужиков из пыли строить палаты; а пыль и солнце весьма дурные окулисты. Что продиктовал, того у меня не осталось, а потому для справки прошу прислать мне копию, которую ямщик списать не позволяет Р. S. Я не токмо не получал от тебя 500 экземпляров Росы; но ниже 5 не отдавал Глазунову, с которым я не имел никакого дела. Для удостоверения сего пошли ты сам спросить сих экземпляров от имени моего и сообщи, пожалуйста, ответ его. Глазунову давал книги Петр Лукич <Вельяминов>, так не ему ли ты отдал? сему верь. Н. Львов». Письмо написано Державину в ответ на его

521

«Оду на победы французов в Италии фельдмаршалом графом Суворовым Рымникским 1799 году» (СПб., 1799), которую Львов получил от автора с дарственной надписью: «Другу моему Н. А. Львову». Суворов в 1799 г. руководил действиями союзных войск в Италии против войск французской республики.

Русский Полкан — Суворов. Имя Полкана заимствовано из русских сказок, «славяне почитали его полубогом и приписывали ему чрезъестественную силу и невоображаемую прытость в бегании: он имел сверху до половины тело и сложение человеческое, а от пояса коневье» (М. Чулков, Абевега русских суеверий..., М, 1786, с. 270).

И девятый вал в морских волнах, И вождь, воспитанный во льдах. Львов перефразирует стихи Державина о Суворове: «Воспитанный в огнях, во льдах, Вождь бурь полночного народа, Девятый вал в морских волнах» («Ода на победы... в Италии...»).

Наше дивно чудо Как выйдет из-под спуда. Пародирование стихов Державина из той же оды: «Се ты веков явленье, чудо!.. Луч, воссиявший из-под спуда».

Крещенье — церковное празднество, установленное в память крещения Иисуса в Иордане (6 января) и продолжавшееся двенадцать дней (2—14 января).

Норвежское богословие. В оде Державина сказалось увлечение поэта в эти годы поэмами Оссиана.

Украдкою из сената частенько ездил. Державин был сенатором с 1793 г.

Богов нелепых лик. Мифологию стихотворения Державин объяснял в примечании к отд. изд.: «Ода сия основана на древнем северных народов баснословии. Валка — небесная дева. Барды — певцы богов и героев Валкал — рай храбрых» (Г. Р. Державин. «Ода на победы... в Италии...», СПб., 1799, с. 2). В приведенной выше прозаической приписке речь идет об изобретенном Львовым способе строить дома из земли. В Никольском, по указу императора Павла 1797 г., открылось училище землебитного строения, директором которого был назначен Львов. Здесь собралось более 100 работников (по два человека от каждой губернии), и было построено новым методом несколько зданий.


Воспроизводится по изданию: Поэты ХVIII века. В двух томах. Том второй. Л.: «Советский писатель», 1972. (Библиотека поэта; Большая серия; Второе издание)
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 20 марта 2021 г.