576

К Российской истории

Печатается по автографу Радищева, хранящемуся вместе с его рукописями «Опыта о законодавстве», «О добродетелях и награждениях» и другими в собрании Воронцова, № 398, лл. 78–82. Первоначально опубликовано Д.С. Бабкиным в книге: А. Н. Радищев. Избранные сочинения. М.–Л., 1949, стр. 640–650.

Данная рукопись написана на разных сортах бумаги; часть листов помята, вследствие чего нижние края их оборвались и частично, позднее, были подклеены другой бумагой. Лист 82 (по нумерации тома) имеет только одну половину, вторая половина обрезана. Листы в томе переплетены в беспорядке, поэтому порядок расположения текста в нашей публикации установлен несколько иной, в зависимости от содержания рукописи.

Рукопись «К российской истории» содержит ряд выписок, которые Радищев делал при чтении книг исторического содержания. Во многих случаях Радищев снабдил эти выписки своими комментариями.

При этих выписках Радищев проставляет названия произведений и страницы, откуда он черпает свои заметки. В заголовках он указывает: «Несторова летопись», «Татищева история», «Из Ежемесячных сочинений 1761 г...». Радищев пользовался четырьмя следующими изданиями.

I. «Летопись Несторова с продолжателями по Кенигсбергскому списку, до 1206 года. Библиотека Российская историческая, содержащая древния летописи, и всякия записки, способствующия к объяснению истории и географии российской древних и средних времен. Часть I. В Санкт-Петербурге. При императорской Академии Наук. 1767 года». Издание это было подготовлено к печати переводчиком Академии Наук И. С. Барковым.

Экземпляр «Летописи Несторовой» с пометами Радищева дошел до нашего времени. Бумага его вполне сохранилась, пострадал от времени лишь один переплет, от которого осталась только одна полуистлевшая передняя крышка и отдельно вложенный в книгу кожаный корешок.

Пометы рукой Радищева сделаны на полях книги и на оборотной стороне крышки переплета. На полях книги против тех мест, которые интересовали Радищева, в 89 случаях лаконично помечено «Зри». На крышке переплета 32 пометы; в одних случаях здесь выписаны только номера страниц данной книги; в других – ссылки на номера страниц сопровождаются также лаконичным «Зри»; в третьих – более пространные пометы, в которых содержится прямое указание на содержание книги, например стр. «48–49 – О деревлянах. Како их засыпаша живых», или стр. «86 о богатыре», и т. п.

Пометы на полях книги сделаны размашистой скорописью, типичной для многих рукописей Радищева; на крышке переплета, ввиду того что бумага наклеена на картон неровно и содержит много складок, в большинстве случаев буквы выведены более сдержанно, иногда даже под печатный шрифт. Но в обоих случаях почерк, которым сделаны пометы, вполне соответствует тому, которым написана сама рукопись, содержащая исторические выписки Радищева. Как показывает приводимая таблица, часть помет, содержащихся в данном экземпляре книги, в точности совпадает

577
В печатном экземпляре «Летописи Несторовой» В рукописи Радищева
Страницы содержание, против которого стоит помета Указание
на стр.
«Летописи
Нестеровой»
содержание
8 «Бани у славян». 8 «О банях у славян».
23 «Тем же и нам Руси учитель есть Павел... От Варяг бо прозвавшись Русью...» 23 «Нестор всегда называет рус и, а не россы».
27 «Мы... посланнии от Ольга, великого князя русскаго, и от всех иже суть под рукою его, светлых и великих князь, и его великих бояр...» 27 «Мы – посланнии от Ол<ьга> Великаго князя и от всех– князь и его великих бояр».
37 «Царь [греческий] посла ко Игорю лучшия бояры, моля и глаголя: „Не ходи, но возми дань, юже питал Олег, и придам еще к той дани..." Игорь же дошед до Дуная, созва дружину, и нача думати, и поведа речь цареву». 37 «Игорь поведа дружине своей слова царя греческаго – то, что хотел и пр. (Надлежит думать, что он сам не мог решиться)».
45 «Ходи Игорь роте и мужи его». 45 «Ходи Игорь роте и мужи его».
86 В тексте рассказывается о богатыре Переяславе, который в единоборстве с богатырем печенегов решил исход победы князя Владимира над печенегами. 85 «Судьба войны предается поединку у Володимира с печенегами».
94 «...бе отрок сей родом угрин, именем Георгий, его же любяше вельми Борис, бе возложил на него гривну велику злату, в ней же предстояше ему». 95 «У Бориса, сына Влад<имира>, был отрок, коего Борис любя, взложил на него гривну велику злату, в ней же предстояше ему. (Отличн<ый> знак милости)».
237 «В тож лето [1164] воста ересь Леонтианская. Епископ Леон... поча в Суздале учити не ясти мяс в господские праздники, ни на рождество господне, ни на крещение, аще случится в среду и в пяток. И бысть тяжа про то велика пред благоверным князем Андреем и пред всеми людьми и упрен бысть владыкою Феодором черниговским, и иде на поправление ко Царю-граду...»   «В 1164 при Андрее Юриевиче Боголюбском Лев, епископ суздальский, начал учить, что по воскресениям и праздникам не должно есть мясо. Сия ересь имела последователей, но Лев принужден был бежать в Царьград».
578

с теми выписками, которые имеются в рукописи Радищева, публикуемой в настоящем томе.

Число сделанных Радищевым выписок из «Летописи Несторовой» значительно меньше, чем число помет, сделанных в экземпляре книги. Возможно, что их было сделано больше, но, вероятно, некоторые листы с этими выписками затем были утеряны. Таким образом, данный экземпляр книги «Летописи Несторовой» может служить весьма ценным дополнением к сохранившимся историческим выпискам Радищева.

Данный экземпляр «Летописи Несторовой» удалось обнаружить в библиотеке Института русской литературы (Пушкинского Дома) Академии Наук СССР, в собрании M.H. Лонгинова (шифр Ло 58, 7). Большое собрание M.H. Лонгинова, состоящее из редких книг и рукописных сборников XVIII в., поступило вместе с его богатым личным архивом в Пушкинский Дом в первые годы советской власти. В этом собрании находится исключительной ценности список «Путешествия из Петербурга в Москву», относящийся к концу XVIII в. Список содержит в себе полный текст оды «Вольность» и неоконченной поэмы «Творение мира». M. H. Лонгинов изучал жизнь и творчество Радищева. Им была напечатана в журнале «Современник» за 1856 г. (VIII) статья «Алексей Михайлович Кутузов и Александр Николаевич Радищев». Лонгинов находился в переписке с биографом Радищева – сыном его Павлом Александровичем и посылал ему для ознакомления из своего собрания указанный список «Путешествия». В бумагах Лонгинова сохранилось благодарственное письмо по этому поводу П. А. Радищева от 12 ноября 1861 г., в котором П. А. Радищев пишет: «Милостивый государь, Михаил Николаевич, я подал сегодня на почту вашу рукопись, за которую вас премного благодарю» (архив M. H. Лонгинова, № 23263/CLXVII, б. 1). О том, когда и от кого приобрел Лонгинов данный экземпляр «Летописи Несторовой», сведений не сохранилось. Возможно, что он купил его у П. А. Радищева, который под конец жизни крайне нуждался в деньгах.

II. «История Российская с самых древнейших времен неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором, Васильем Никитичем Татищевым. Книга первая. Часть первая. Напечатана при императорском Московском университете 1768 года». Часть первая содержит: 1–12 стр. ненумер. + + I–XXVIII + 1–224. Часть вторая. 1769, 1–4 стр. ненумер.+ + 225–600.

III. То же, книга вторая, 1773.

IV. «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащия, 1761 года. В Санктпетербурге при императорской Академии Наук». Радищев использовал для своих выписок в этом журнале статью академика Г. Ф. Миллера, озаглавленную «Краткое известие о начале Новгорода и о происхождении Российского народа, о новгородских князьях и знатнейших онаго города случаях». Статья эта печаталась в следующих книжках журнала: за июль, стр. 3–50; август, стр. 99–158; сентябрь, стр. 195 – 240; октябрь, стр. 291–223.

Перечисленные книги Радищев читал и делал из них выписки, очевидно, также в начале 80-х годов.

579

Частично Радищев использовал эти выписки в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Новгород» «Путешествия» имеется небольшая выписка, озаглавленная «Из летописи новогородской». Сопоставим некоторые места из нее с рукописью «К Российской истории».

В «Путешествии» В «К Российской истории»
«Новогородцы с великим Князем Ярославом Ярославичем вели войну, и заключили писменное примирение». «С Ярославом Ярославичем в<ели-ким> кн<язем> Н<овогородским> они сделали по войне письменное примирение, из коего видно, сколь мало они В<еликого> князя почитали».
«Новогородцы сочинили писмо для защищения своих вольностей и утвердили оное пятидесятью осьмию печатьми». «Новгородцы сочинили письмо для защищения их вольностей и укрепили оное 58 печатми».


Использование исторических выписок в «Путешествии из Петербурга в Москву» также свидетельствует о сравнительно раннем их происхождении, так как нам известно, что к 1789 г. «Путешествие» было уже закончено.

Работа Радищева над историческими источниками очевидно была связана главным образом с «Опытом о законодавстве». Это не помешало Радищеву использовать свои выписки и в других произведениях. Поскольку «Опыт о законодавстве» был задуман как практическое руководство, его нельзя было строить умозрительно. Радищев, как видно из его выписок, решил учесть тот богатый опыт, который накопился за ряд столетий в практике Российского государства. Радищеву пришлось извлекать этот исторический опыт по крупицам из самых разнообразных источников. Выписки он делал не только из летописи Нестора и из трудов В. Н. Татищева и Г. Ф. Миллера. Одновременно он использовал и многие другие исторические документы: уложение и указы Алексея Михайловича, указы Петра I, Елизаветы, Петра III, «Наказ» и указы Екатерины II и проч.

Характер использования исторических источников показывает принципиальный подход Радищева к событиям прошлого. Его интересуют в истории России главным образом те факты и явления, в которых отразилась активная роль русского народа в делах государственного управления. Будучи сам сторонником демократического строя, он и в истории ищет и находит подтверждение своих политических взглядов.

Не пересказывая всего, приведем некоторые примеры. В. Н. Татищев приводит из не дошедшей до нас так называемой Иоакимовой летописи следующее сообщение: «Когда в Н<ово>город пришел Добрыня крестить, то там был вышний над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен Соловей, стр. 39 и на 40. Воробей посадник... бе вельми сладкоречив... иде на торжище и паче всех увеща».

Сделав эту выписку из книги Татищева, Радищев от себя добавляет: «Из сего видно, что красноречие тогда было почитаемо и народныя

580

собрания во употреблении». Фраза о народных собраниях подчеркнута самим Радищевым.

В дальнейшем он всюду подчеркивает в своих выписках те факты, которые свидетельствуют, что в древности русский народ сам выбирал себе правителей. Вот выписка из летописи Нестора:

«Отягченныя податми володимирцы говорили: мы есмо вольнии, а князей прияли к себе и крест целовали к нам на всем». Слово «мы», т.е. народ, опять подчеркнуто самим Радищевым.

Или вот другой пример из «Истории Российской» Татищева:

«По смерти Святополка киевляне выбрали в кн<язья> Вл<адимира> Всеволодовича».

Радищев приводит еще и другие аналогичные примеры. Вот один из них из статьи Миллера о Новгороде.

«Кн<язя> Всеволода н<ово>городцы, лиша правления, держали 2 месяца в заточении».

«С Ярославом Ярославичем в<еликим> кн<язем> н<овгордским> они сделали по войне письменное примирение, из коего видно, сколь мало они в<еликого> кн<язя> почитали».

Знакомство с летописными выписками Радищева показывает, что его идея соборной, народной власти, которую он пропагандировал в оде «Вольность» и «Опыте о законодавстве», опиралась на русские национальные источники. При изучении летописей Радищев приходил к убеждению, что природная вольность составляет отличительную черту характера русских. С этим фактором постоянно сталкивались древнерусские князья, его должны были учитывать также и новые законодатели.


Бабкин Д.С. Комментарии: Радищев. К Российской истории // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 576—580.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.