Эпистола V.

Ст. 13. Страдательно, в себе действ тело не имеет — т. е. тело только испытывает на себе внешние воздействия, оно не является причиной каких-либо действий человека.

Ст. 18. Одно не пустит всех в свое других пространство — т. е. одно тело занимает в пространстве определенное место, в которое уж «не пускает» другое тело.

Ст. 24. Чего для много в нем внутрь о самом вестей — т. е. так как разум человека не делится на части, то он многое знает о себе.

Ст. 27. Умных свойств — свойств ума.

Ст. 32. Ум камням и древам не придает их цел — целостность камням и деревьям придает не их сознание.

Ст. 35–36. Всяк скот махина просто есть. См. примечание к эпистоле III (ст. 429).

Ст. 38. И произнесшу то не выговорить пречно — т. е. сказавшему это как не возразить.

Ст. 41–50. Встарь неки мудрецы, бесплотности не зная и т. д. Тредиаковский излагает учение древнегреческого философа Анаксагора (ок. 500 — ок. 428 до н. э.), по мнению которого порядок в мировой хаос вносит мировой разум («самое тонкое и самое чистое из всех вещей»), материальный по своей природе.

Ст. 59–60. Он, словом, правит мысль и т. д — т. е. человеческий ум направляет мысль к привлекательной для него цели.

Ст. 71–72. Ум смысленный в себе и т. д.—т. е. мыслящий ум содержит в себе двоякою рода свойства, составляющие некое единство, — разум и волю.

Ст. 74. Для добра чина — для должного порядка.

Ст. 81–82. Что невозможно пречным быть вкупе по себе — т. е.

518

невозможно единому сочетать в себе противоречивые качества.

Ст. 84. Так больше своея быть части долг всему — т. е. целое должно всегда быть больше какой-либо своей части.

Ст. 100. Во взоре не простом — т. е. не в непосредственном восприятии, а при помощи разума.

Ст. 113–117. В прибавок есть в уме и т. д. — т. е. в уме человеческом есть свобода постижения явлений и оценки их, без всякого принуждения извне или изнутри.

Ст. 117. Неразнственна — здесь: безразличная, не отдающая предпочтения.

Ст. 169. Но навыки так зрим, когда мы воли правы — так мы понимаем свои навыки, привычки, когда наша воля направлена к добродетели.

Ст. 179–190. Пусть натекает сей естественно на то и т. д. Тредиаковский излагает три взгляда на взаимоотношения души и тела, существовавшие в философии середины XVIII в.: последователи Декарта считали, что движения тела и понятия о них в душе производятся богом посредством случайных причин, но прямую связь между сознанием человека и процессами в его теле они отрицали; ученики Лейбница предполагали полное взаимопроникновение души и тела, полное согласие в их действиях; сам Декарт считал возможным слияние души с телом посредством особых жизненных духов. Тредиаковский отказывался решить этот вопрос.

Ст. 200. Безумнейший ли тот припадок — бессмысленный случай.

Ст. 216.

Есть тело каково и есть колико — какое тело и сколько его, какова его величина.

Ст. 277–278. В сей мысли кое час и т. д. — т. е. этой мысли пятьдесят лет тому назад не было нигде.

Ст. 634.

Та действует всем им, не зная как, то странно — странно представить, что душа действует на все части тела, сама не зная как.

Ст. 793.

Предстать в явление — стать явственным.

Ст. 802.

Я следую затем всё естество делами — т. е. я исследую материю в действии.

Ст. 821–828.

Скажи: триангул есть собою и т. д. Здесь доказательством от противного объясняется, что бесконечность не может иметь определенной геометрической формы.

Ст. 835–836.

Число, которое затем единицами шло — число, которое может быть выражено конечными значениями.

Ст. 837–838.

Чрез бесконечность мы и т. д. — т. e мы познаем бесконечность через конечное; отсутствие вещи мы замечаем, когда знаем вещь.

Ст. 849–850.

Единицы, в приклад и т. д. — т. е. единиц, например, в десятке десять, и десяток не может быть десятком без единой единицы.

Ст. 870.

Не вредны никогда пременою какою — т. е. невредимы, не подвержены никаким переменам.

Ст. 904.

Лишенного себя которых внутрь познал — т. е. которых (совершенств) познал себя лишенным.

Ст. 917.

А то — слепой случай.

Ст. 925–926.

Несовершенств в себе и т. д. — не имея никаких несовершенств, ни вещественного тела, ни конечной границы.

Ст. 939.

Пространством для вещей безмерность мы его — т. е. его (бога) безмерность мы познаем, наблюдая бесконечность пространства.

Ст. 947–950.

Поистине здесь всяк и т. д. — поистине, всякий здесь усматривает божественную власть и если отрицает ее, то произвольно, из нежелания признавать бытие бога, одержимый стремлением к беспорядку.

Ст. 1009.

Сил многи тьмы — бесчисленные небесные силы: ангелы, серафимы и т. п.

519

И.З. Серман. Комментарии: В.К. Тредиаковский. Феоптия. Эпистола V. // Тредиаковский B.K. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1963. С. 518–519.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2024. Версия 2.0 от от 4 июля 2018 г.