Хулиган
Черновой автограф (РГБ):
Заглавие
отсутствует.
8
I
По коленкам марают стволы.
II
По коленкам златят стволы.
III
По коленкам марают стволы.
11
I
II
Хорошо, когда сумерки слижут
как в тексте.
После 12
Тогда видишь, как клен без оглядки
Выходит к стеклу болот
И клененочек маленький матке
Деревянное вымя сосет.
Строфа первоначально завершала стихотворение, за ней следовала авторская подпись: Сергей Есенин. Затем в строфе были зачеркнуты: в 1 строке — слова как клен без оглядки; вся 3 строка; в 4 строке — слово Деревянное. После этого была зачеркнута подпись и перечеркнута вся строфа.
Вслед за этим шла еще одна строфа, не вошедшая в окончательный текст:
Так и хочется крикнуть иль свистнуть,
Взбудоражить собачий гам.
Плюйся, ветер, охапками листьев,
Я такой же, как ты, хулиган.
После 16 зачеркнуто:
Кто же мог
В
Полюбил я
Сохранил я
Здравствуй, здравствуй, приветный сад.
Близок сердцу степной конокрад
Что
Кувшином молока пролить
Поющий лунный кувшин
17
[Брезжит] Взбрезжи полночь луны кувшин!
18
I
II
III
IV
Зачерпнуть
На кто
Зачерпнуть сре
как в тексте.
Далее зачеркнуто:
а)
б)
Тянет
И руками кресты задушить
В поле
Расторили руками
Руки
Тянут руками
Сторожит
Ловит горло зари придушить
Знать, за горло зарю придушил
Словно ловит кого задушить
19–20
I
Словно хочет кого задушить
II
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост.
После 20 зачеркнуто:
Эта жуткая муть мне близка
Ах люблю
эта жуткая
Хороша твоя жуткая муть
Как покойники в белом саду
21–24
I
Бродит черная жуть по лугам
Далее зачеркнуто:
II
Злобным вором струит
Как
По-воровьи вползает в сад
глядится
По-воровьи трясет наш сад
как в тексте.
Далее — начала следующей строфы:
Мне ль бояться
Не боюсь
Побратался
кто
Вот бы стал средь
Мне нежным
Спите мирные
Золотистая рожь на
Самому
Мне ночь
Мне бы
Мне бы в ночь в голубой степи
При дороге стоять с кистенем.
25
I
Кто видал, когда степь кипит
II
III
Кто видал, как в лесу кипит
как в тексте.
26
I
Кипятко<вых>
II
III
Кипяточных черемух рать?
как в тексте.
27–28
I
Мне б в
II
Всю
III
Мне бы в ночь, в голубой степи
Где-нибудь с кистенем стоять.
Далее — начала следующей строфы:
Мне
Ах
Не
Ах
Засосал меня песенный плен
[Что]
[Каждый]
Осужден я чесать гребешком
Золотистые строки поэм — строфа не завершена и оставлена. Далее — вновь начала этой же строфы:
Словно
На тяжелой цепи волочусь
С тачкой слов по земле волочусь
Каждый
И в полях скачет по ветру рожь
И не брошу, не брошу я петь
И не тягостен этот мне плен
Так и буду [верт<еть>] кружить и вертеть
Жернова
Я на цепь к жерновам привязал — строфа вновь не завершена, оставлена и далее начата вновь:
I
Ах я сам
II
Ах степная родная тропа,
Проглядел
III
Ах степная родная трава,
В твой простор расплескал я глаза
И не видел, как в плен я попал — строки зачеркнуты; далее зачеркнуты новые начала той же строфы:
Засосал меня плен
Извела меня каторга слов
Песне
Я на каторгу песни попал
29–32
I
Ах степные родные стези
Не видать
Засо<сал>
II
Ах увял мой ракитовый куст
III
Завянь
IV
Ты завянь, головы моей куст
V
Ах поблек головы моей куст
VI
Ах увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
34
I
Я и в песнях
II
III
Чисть спокойно помет по лугам
как в тексте.
36
I
[Он и] Я и в песнях, как ты, хулиган.
Черновой автограф (РГБ); беловой автограф (РГАЛИ); журн. «Знамя», М., 1920, № 5, ноябрь, стб. 35–36; С. Есенин, «Исповедь хулигана», 1921; И22; Ст24; ОРиР; Б. сит.:
Заглавие
отсутствует.