Миф о Розанове (с. 719). Впервые — Литературное обозрение. 1994. № 9/10. С. 73–78 / Подг. текста, публ. и коммент. Ф. Хадоновой. Здесь печатается с уточнениями по рукописи. Публикация Ф. Хадоновой.

Архив Газданова. Тетрадь 1.Дата: «<Париж> 22 октября 1929».

На странице 12 рукописи заголовок «Оппоненты» и запись: I. Ховин. Я — сторонник величественного? Розанова можно принять или не принять. Внешние противоречия — иллюзия. <нрзб> Непонимание

860

Розанова. <нрзб> Н. Рейзини. «Духовная личность Розанова». Платон был бы недоволен. Получается то, чего следовало бояться: критика. <нрзб> (Розанов — литературный мошенник). Далее в рукописи на шести листах (обозначены Газдановым — А, В, С, D, Е, F) цитаты из произведений В.В. Розанова «Уединенное» (1912), «Опавшие листья (короб I и II)» (1913–1915), «Апокалипсис нашего времени» (Вып. 1–10, 1917–1918). Подчеркивания в тексте сделаны Газдановым.

С. 719.... Толстой, пишучи о критиках «Анны Карениной»... — из письма Л.Н. Толстого — Н.Н. Страхову (№ 261) от 23 апреля 1876 г. (отправлено 26 апреля), Ясная Поляна: «И если критики теперь уже понимают и в фельетоне могут выразить то, что я хочу сказать, то я их поздравляю и смело могу уверить qu’ils en savent plus long que moi»// Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1953. Т. 62. С. 269.

С. 720 ...«Лучшее во мне (соч<инение>)... — «Уединенное» — B. В. Розанов Э.Ф. Голлербаху, 6 июля 1915 // Письма В.В. Розанова Э. Голлербаху. Берлин, 1922. С. 14.

«...никакой трагедии в душе...» — Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 214. Далее ссылки на «Уединенное», «Опавшие листья» и «Апокалипсис нашего времени» даются по этому изданию.

...«“трагическое письмо” к Прудону...» — письмо А.И. Герцена французскому философу, социалисту, теоретику анархизма Пьеру Жозефу Прудону от 26 (14) декабря 1851 // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1961. Т. 24. Письма 1850–1851.

С. 721. ...«C’est que je, porte en moi cette seconde vie qui est en même temps la force et toute la misère des écrivains...» — источник не установлен.

...Он не понимал еще одного: аристократичностипоэтому и Герцен и Толстой остались ему чужды ... — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 174,195.

С. 722.... «Религия Толстого не есть ли “туда и сюда” тульского барина»... — Там же. С. 228.

...«Я барин. И хочу, чтобы меня уважали как барина». — Там же. C. 235.

«До “ницшеанской свободы” можно дойти только “пройдя через барина”». — Там же. С. 235. Цитата приведена Газдановым с незначительными неточностями.

«...и кто у нее папаша был, не знаю...» — Розанов В.В. Уединенное. С. 87.

...«если я бываю правдив, то только по небрежности»... — неточность в цитате. У Розанова: «Если, тем не менее, я в большинстве (даже всегда, мне кажется) писал искренно, то это не по любви к правде, которой у меня не только не было, но и «представить себе не мог», — а по небрежности». — Уединенное. С. 98.

...и когда называл Желябова дураком... и простосердечно удивлялся... почему... обиделся «даже подобострастный Струве». — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 204. Андрей Иванович

861

Желябов (1851–1881) — революционер, народник, член Исполнительного комитета «Народной воли»; организатор покушений на императора Александра II. Петр Бернгардович Струве (1870–1944) — экономист, философ, историк, публицист.

С. 722. ...Знал Розанов и то, что называя Гоголя «идиотом»... — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 210.

...и то же говорит, когда прославляет Ходынку. — Источник установить не удалось.

С. 723. «Но я никогда не нравился женщинам...»Розанов В.В. Уединенное. С. 45.

«Все “величественное” мне было постоянно чуждо...»Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 235.

..Я читаю о том, что литературу Розанов чувствует, как штаны... — Там же. С. 289.

...что Толстой прожил глубоко пошлую жизнь... — См. Розанов В.В. Уединенное. С. 86.

...что Герцен самодовольный гуляка, а он, Розановcivis romanus... — У В.В. Розанова: «Я же всегда думал с гордостью: “Civis romanus sum”. <“Я — римский гражданин” (лат.)> У меня за стол садится 10 человек, — с прислугой. И все кормятся моим трудом. Все около моего труда нашли место в мире. И вовсе civis rossicus <русский гражданин (лат.)>— не “Герцен”, а “Розанов”. Герцен же только “гулял”» (там же. С. 37).

«Основное, пожалуй, мое отношение к миру есть нежность и грусть».Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 263.

«Несу литературу, как гроб мой, несу литературу, как печаль мою...» — Там же. С. 214.

«Да. Смертьэто тоже религия». — Там же. С. 167.

«Философия есть подготовление к смерти». — Газданов перефразирует фрагмент из диалога Платона «Федон» (64 ab): «...Те, кто подлинно предан философии, заняты по сути вещей только одним — умиранием и смертью» (пер. С.П. Маркиша) // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 21–22.

С. 724. Что же говорит Розанов,человек, видящий мир глазами? — У В.В.Розанова: «Глазами смотрю на весь мир, и весь мир смотрит мне в глаза». — Опавшие листья. Короб второй. С. 515.; «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить». — Там же. Короб первый. С. 169.

«Господа, тише, я пишу черносотенную статью». — Там же. С. 250.

«Будем целовать друг друга, пока текут дни...» — Там же. С. 278.

«Я сам “убеждения” менял, как перчатки...» — Там же. С. 255.

С. 725. «Смерти я боюсь, смерти я не хочу, смерти я ужасаюсь». — Там же. С. 168.

«Смерти я совершенно не могу перенести». — Там же. С. 224.

...во втором номере «Верст» я совсем недавно читал похвалы Розанову Святополка-Мирского... — В статье Д. Святополк-Мирского «Веянье смерти в предреволюционной литературе» (Версты. 1927.

862

№ 2) Розанов назван «гениальнейшим из людей своего времени». «Вёрсты» — Париж, июнь 1926–1928 № 1–3. Мирский (Святополк-Мирский) Дмитрий Петрович, князь (1890–1939?) — историк русской литературы, литературный критик, публицист. С 1920 г. — в эмиграции, в 1932 г. вернулся в СССР. Погиб в лагере.

С. 725. ...и еще не помню, чью вступительную статью к «Апокалипсису», где было написано, что Розанову чужд процесс автоматической импровизации... — Речь идет о предисловии Петра Петровича Сувчинского (1892–1985) к «Апокалипсису нашего времени» Розанова, который был издан как приложение ко второму номеру «Верст». Газданов выписал оттуда цитату на лист «А»: «...подобно Толстому, ему чужд процесс автоматической импровизации. Он только “накрывает” и судорожно фиксирует свои наблюдения над собой, что и определяет фрагментарность его литер<атурных> приемов. Это же свойство так часто делало Толстого косноязычным и стилистически беспомощным».

«Никакой человек не достоин похвалы, всякий человек достоин жалости» — У В.В. Розанова: «Всякий человек достоин только жалости». Уединенное. С. 132.

С. 726. Какова же индивидуальность человека, который сначала называет Коперника великим мудрецом... — См.: Розанов В.В. Старое и новое (гл. 5. Может ли быть мозаична историческая культура?) // Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе. Собр. соч. / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1996. С. 195.

«Я только смеюсь или плачу...» — см.: Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 216.

Почему же идея о том, чтобы устроить в церкви... — Там же. С. 184–187 — пересказ фрагмента.

Кажется, где-то у Роберта Оуэна. — Газданов имеет в виду работу английского социалиста-утописта Р. Оуэна (1771–1858) «Книга о новом нравственном мире». Ч. III. Гл. 10. См.: Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л.: АН СССР, 1950. Т. 2. С. 15–20. Ср., например: «Вместо того, чтобы воспитывать человека в страхе смерти, надо учить людей смотреть на нее прямо. ...воспитывать людей так, чтобы они не боялись неизбежного. ...и ...каждую такую жизнь можно сделать в высшей степени сознательной, интересной и полной высоких радостей».

С. 727. Вспомните Ивана Ильича... — Далее Газданов по памяти цитирует «Смерть Ивана Ильича». См.: Толстой JI.H. Полн. собр. соч. М.;Л., 1936. Т. 26. С. 92–93.

«Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали...» — Розанов В.В. Уединенное. С. 86.

«Томительно, но не грубо свистит вентилятор в коридорчике...» — Там же. С. 121.

...все это не потому, что Розанов — мыслитель...боги мыслители или К. Леонтьев и Достоевский», — как он писал о себе... — Газданов использует цитату, как указано, из писем Э. Голлербаху (лист D): «И Розанов естественно продолжает или заключает К. Леонтьева и

863

Достоевского. Лишь то, что у них было глухо или намеками, у меня становится ясною осознанною мыслью. Я говорю прямо то, о чем они не смели и догадываться. Говорю п<отому> ч<то> я все-таки более их мыслитель (“О понимании”). Вот и все». (Письмо XXI от <9 мая 1918 г.>).

С. 727. «Я не хочу истины, я хочу покоя»...Розанов В.В. «Опавшие листья. Короб первый». С. 285.

С. 728. И грустит... совершенно так же, как протопоп Аввакум о своей курочке, и почти в таких же выражениях... — Газданов, по-видимому, имеет в виду фрагмент из «Жития протопопа Аввакума: «Курочка у нас черненька была... На нарте везучи, в то время удавили по грехом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет... А та птичка одушевленна, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала; а нам против того два яичка на день давала...» (Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / Ред. Гудзий Н.К. — М.: Academia, 1934. С. 99).

С. 729. «Ужасно... и какой ужас...» — Письма В.В. Розанова Э. Голлербаху. Берлин: Изд. Е.А. Гутнова, 1922. С. 67. Письмо XXVI, август 1918. С. 67.

«Я не нужен: я ни в чем так неуверен, как в том, что не нужен».Розанов В.В. Уединенное. С. 80 — цитируется с незначительными неточностями.

Вспомним, что Розанов написал некогда две книги о семейном вопросе в России.Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903. Т. 1–2.

...если законна смерть, то законно и рождение... — Речь идет, по-видимому, о статье Розанова «Спор об убитом ребенке» // Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903. Т. 2. С. 31–43.

С. 730. ...и какой-то протоиерей Дернов написал даже брошюру против Розанова. — См.: Протоиерей Александр Дернов. Брак или разврат? По поводу сборника статей г. Розанова о незаконных детях // Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб., 1903. Т. 2. Гл. XXXIV. С. 152–219.

«Если принять теорию Розановаписал от<ец> Дернов, — то следует предположить что и животные вступают в брак...» — Там же. С. 178.

...Но Розанов, в комментариях написал, что брак у животных есть... — Там же. Примеч. 3. С. 178–179.

«Аз есмъ Альфа и Омега, начало и конец всего существующего...» — Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис) 1, 8.

...«Но я люблю тебя за то, что ты ненавидишь учение Николаитов, которое и я ненавижу». — Там же. 2, 6.

«...Потому что Евангелие есть книга изнеможений».Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. С. 589.

«И в момент, когда настанет полное и, казалось бы, окончательное торжество христианства...» — Там же. С. 588.

«Христос молчит. Не правда ли?..» — Там же. С. 592.

864

С. 730. Мы созерцаем конец мира. — Газданов цитирует по памяти. См.: Там же. С. 588–589.

С. 731. «Еврей есть первый по культуре человек во всей Европе...» — Там же. С. 613.

«Но они пронесли печальные песни через нас...» — Там же. С. 614.


Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый: Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2024. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.