Поль Валери (с. 422). Впервые выступление напечатано в сб.: «Гайто Газданов и ”незамеченное поколение”: Писатель на пересечении традиций и культур». М.: ИНИОН РАН, Б-ка-фонд «Русское зарубежье», 2005 / Публ. Т. Красавченко. Печатается по оригиналу. Заново сверено Т. Красавченко. Звукозапись радиовыступления [Серия «В мире книг»]. 15/16 ноября 1971. Из личного архива О. Абациевой-де Нарп.

Поль Валери (1871–1945) — французский поэт, создатель так называемой интеллектуальной поэзии. В юности примыкал к кружку Малларме, но отверг иррационалистическую линию, идущую от По и Бодлера. В его поэзии разум — контролирующее начало, подчиняющее себе эмоции. Рассудочность стихов сочетается с виртуозностью

711

(добивался «математической точности» образов, подбирая в каждом случае «единственно верное» слово — некоторые его произведения насчитывают более 100 редакций). Член Французской академии, т.е. «академик от литературы», что крайне почетно во Франции.

С. 422. Когда он пишет... о методе Леонардо да Винчи... — Имеется в виду «Введение в метод Леонардо да Винчи» (1895) П. Валери.

С. 423. Мишель Монтень (1533–1592), автор знаменитых «Опытов» (1580–1588), и Рене Декарт (1596–1650) — «ключевые» французские мыслители.

Жак Бенинь Боссюэ — французский писатель-теолог, рассматривавший ход истории как осуществление воли Провидения, автор «Рассуждения о всеобщей истории»(1681) и др. См. также коммент. к роману «Призрак Александра Вольфа». Т. 3, с. 700.

С. 424. Сен-Жон Перс (наст. имя Алекси Леже; 1887–1975) — французский поэт, автор поэмы «Анабасис» (1924) — об исходе из западного мира, разлагающегося, наподобие империи Нерона и «восхождении» (анабасис) к утопической «вневременной» Центральной Азии. Один из вдохновителей Движения Сопротивления, стихи его циклов «Изгнание» (1942), «Ветры» (1946) содержат абстрактные политические идеи, книжную лексику, масштабность образов, гражданственность, эхо французской рационалистической традиции и народной вольности способствовали тому, что он стал одним из французским национальных поэтов. Лауреат Нобелевской премии 1960 г.

Изидор Дюкас. — Газданов упоминает его «Песни Мальдорора» (1868–1869, опубл. полностью 1890), в которых романтическая поэтичность, меткие сатирические зарисовки переплетаются с иррациональными кошмарами, гротескным воспроизведением алогического мышления душевнобольного. См. коммент. к роману «Эвелина и ее друзья», с. 690.

Андре Бретон (1896–1966) — французский поэт и писатель, теоретик и один из основоположников сюрреализма.

С. 425. Вариации. — Валери издал пять сборников эссе и афоризмов «Varietes» (в 1924, 1929, 1936, 1937, 1944), т.е. «Разное». Газданов переводит их как «Вариации».

«Темы и вариации» — книга стихов Б.Л. Пастернака (Берлин, 1923).

«Меня пугает это вечное молчание бесконечных пространств». — Это поразившее Газданова высказывание французского математика, физика, философа Б. Паскаля из «Мыслей о религии и о некоторых других вопросах» (первое — неполн. изд. 1670, научное — 1951; фрагмент 206) повторяет преподаватель литературы в автобиографическом рассказе писателя «На острове» (1932), почти документальном описании учебы в Шуменской русской гимназии в Болгарии (1922–1923), а рассказчик, т.е. сам писатель, характеризует ее как «ужасную по своему трагизму, почти нечеловеческому» (Т. 2, с. 330). То же изречение Паскаля в урезанном виде («вечное безмолвие бесконечных

712

пространств») цитирует и комментирует один из персонажей романа «Ночные дороги» (журн. вариант — 1939–1940, отд. изд. 1952) — философ-бомж Платон (Т. 2, с. 193).

С. 425. «Утренние звезды распускались...» — Книга Иова. 38,4–7.


Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том четвертый: Романы. Выступления на радио «Свобода». Проза, не опубликованная при жизни. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2024. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.