Публикуется по рукописи. РГАЛИ. Ф. 53. Оп. 1. Ед. хр. 74.

В выпущенной издательством "Аrdis" книге А. Белого "Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть на всех фазах моего идейного и художественного развития" (Аnn Аrbor, 1982) имеются большие пропуски текста и неточности.

Над автобиографическим очерком Белый работал с 17 по 26 марта 1928 г.

"Котик Летаев" — см. прим. к с. 286. <"Котик Летаев" (1920) — автобиографический роман Белого.>

Лемурия — страна мифических лемуров, которых, как и атлантов, символисты считали создателями первых культур на земле.

"Унзер Фрейнд" — Unser Freund (нем.) — наш друг, так называли Белого в антропософском обществе Р. Штейнера.

...в моей "Истории становления самосознающей души" — имеется в виду незавершенное исследование Белого по истории и философии культуры, над которым он работал в январе — апреле 1926 г.

Скиния Завета — походный храм древних евреев во время их сорокалетнего странствия по пустыне.

...знаю (...) зоологию Поля Бэра — вероятно, имеется в виду книга: Бэр П. Первые понятия о зоологии. 2-е изд. СПб., 1877. Ср.: "И насколько помню себя, помню "Зоологию" Поля Бэра..." (Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 99.)

"подмигивающие" мистики юношеской "Симфонии" — скорее всего, имеются в виду сатирические строки "Симфонии (2-й драматической)" Белого "о значении таинственного миганья, которое росло и росло в России", и характеристика одного из "мистиков": "Дрожжиковский ездил по России и читал лекции, в которых он моргал и подмигивал что есть мочи" (Белый А. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 309, 348).

"Основы химии" Менделеева — классический труд Д. И. Менделеева, в котором излагается периодический закон (ч. 1 — 2, 1869 — 1871), при жизни ученого издавался 8 раз. Белый изучал "Основы химии" осенью 1899 г.

"Если дела ваши как багряное, как снег убелю" — Исаи. 1:18.

...чтение вслух "Призраков" Тургенева — знакомство Белого с фантастико-аллегорической повестью И. С. Тургенева "Призраки" (1863) относится к марту 1888 г.: "Мама при мне читает вслух "Призраки" Тургенева; я так потрясен слышанным, что со мною делается истерика" (Белый А. Материал к биографии. — РГАЛИ, ф. 53. Оп. 2. Ед. хр. 3. Л. 2 об.).

отрывков из "Демона" и "Клары Милич" — имеются в виду поэма М. Ю. Лермонтова (1839) и повесть И. С. Тургенева (опубл. 1883).

по Элленду-Зейферту — имеется в виду "Латинская грамматика" Ф. Элленда и М. Зейфферта, переведенная с приспособлениями к преподаванию в русских гимназиях П. Певницким и В. Зубковым (М., 1875; 7-е изд., испр. М., 1889). Характеристику данного пособия см.: Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 295.

...сыграл "Деция" — имеется в виду роль Деция в стихотворной трагедии А. Н. Майкова "Два мира" (1872, 1881). Домашний спектакль состоялся весной 1897 г.

...чтением "Упанишад" — имеется в виду чтение отрывков "Упанишад" в переводе Веры Джонстон (см.: Джонстон В. Отрывки из Упанишад//Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 31 (1). С. 1 — 34). "Упанишады" — индийские религиозно-философские трактаты, входящие в состав ведической литературы. Белый неоднократно подчеркивал особую значимость для него встречи с данным произведением: "В "Упанишадах" я жил до рождения" (Белый А. Записки чудака. Берлин, 1922. С. 150); "Впечатление от "Упанишад" взворотило все бытие... "Упанишады" меня свели с Шопенгауэром..." (Белый А. На рубеже двух столетий. С. 337.)

...в его романе "Огненный Ангел", где он меня "удостоил" роли графа Генриха" — в историческом романе Брюсова нашли преломление личные сложные отношения между Брюсовым, Белым и Н. И. Петровской.

миры (...) "бледных ног" — намек на знаменитое однострочное стихотворение Брюсова "О закрой свои бледные ноги" (1894), впервые опубликованное в 3-м выпуске сборника "Русские символисты" (М., 1895).

мое мотто того времени — motto (ит.) — кратко и отчетливо выраженная мысль, представляющая собой чью-либо руководящую идею.

"Фритьоф" Тэгнера — поэма Эсайаса Тегнера "Сага о Фритьофе" (1820—1825), в основу которой положена древнеисландская сага.

"Валаамова ослица" — по библейскому рассказу, ослица мага и пророка Валаама увидела незримого для Валаама грозящего ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле Бога (см.: Чис. 22 — 24).

"се творю все новое" — см. прим. к с. 391. <"Смерть повержена в озеро огненное..." — неполные цитаты, контаминация разных стихов, ср.: "И смерть и ад повержены в озеро огненное" (Откр. 20:14); "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр. 21:5).>

"Арго" — в греческой мифологии корабль, на котором аргонавты плыли за золотым руном в страну Эю (или Колхиду). Кружок "аргонавтов", идеологами которого стали Белый и Эллис, начал формироваться в октябре 1903 г.

"Философия бессознательного" (1869) — основное сочинение Эдуарда фон Гартмана (см. прим. к с. 88 <"Философия бессознательного" — см.: Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. М., 1873—1875. Вып. 1—2.>).

реферат "О задачах и методах физики" — реферат был прочитан Белым в физическом кружке профессора Н. А. Умова в ноябре 1899 г.

мне не до "Скорпиона" — см. прим. к с. 399 <Книгоиздательство "Скорпион" — издательство, существовавшее в Москве в 1900—1916 гг., впервые в России широко издававшее новейшую западноевропейскую литературу и книги русских символистов. В 1904—1909 гг. в издательстве выходил журнал "Весы".>.

в "Трех разговорах" — см. прим. к с. 408 <...лекция Соловьева "О конце всемирной истории" — имеется в виду чтение Вл. Соловьевым в тесном кругу приглашенных друзей его последней работы "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" (см.: Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 635—762). Белый описал данное выступление философа в своем мемуарном очерке —Владимир Соловьев (см.: Белый А. Арабески. М., 1911. С. 393—394).>.

в "Монадологии" отца — см.: Бугаев Н. В. Основные начала эволюционной монадологии// Вопросы философии и психологии. 1894. Кн. 17. С. 26 44. Свои философские воззрения Н. В. Бугаев изложил в виде 184 тезисов по образцу "Монадологии" Лейбница (см. прим. к с. 58. <...что хотел сказать Лейбниц своею "Монадологией" — учение Г. В. Лейбница о монадах — неделимых духовных субстанциях, образующих умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный, изложено в "Монадологии" (1714)>).

"связать руки" и "отлететь в лазурь" (стихи Блока к "Аргонавтам") — имеются в виду заключительные строки стихотворения Блока "Сторожим у входа в терем..." (из цикла "Молитвы", 1904): "Молча свяжем вместе руки, // Отлетим в лазурь". (Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960. Т. 1. С. 316.)

"Ждали Утешителя, а надвигался Мститель" — из "Симфонии" (2-й, драматической) Белого (см.: Белый А. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 363).

Неужели меня // Никогда не узнают? — заключительные строки стихотворения Белого "Безумец" (1904).

...стихотворение, открывающее "Пепел" (...) рифмуется: "камер" и "замер" — имеется в виду стихотворение "Успокоение", где указанная рифма встречается дважды (см.: Белый А. Стихотворения и поэмы. Л., 1967. С. 242—243). Сборник "Пепел" данное стихотворение не открывало, вероятно, Белый имел в виду время написания.

"Я бросил грохочущий город" — из стихотворения Белого "Шоссе" (1904).

кричанье "за круглым столом" — реминисценция из стихотворения А. Блока "Все кричали у круглых столов..." (1902).

...в плохой статье 2-го сборника "Соборная совесть" (забыл заглавие) — речь идет о статье А. Белого "О субъективном и объективном. Религиозное основание индивидуализма", опубликованной в сборнике "Свободная совесть. Литературно-философский сборник" (М., 1906. Кн. 2. С. 268—279).

..."de mortuis aut bene, aut nihil" (лат.) — о мертвых или хорошо, или ничего.

в статье "Отцы и дети русского символизма" — см.: Белый А. Арабески. М., 1911.

"Крылья" Кузьмина... — см.: Кузмин М. А. Крылья. Повесть в 3 ч. М., 1907. Белый написал рецензию на это произведение (см.: Перевал. 1907. № 6. С. 67).

..."Тридцати трех уродов" Зиновьевой-Аннибал... — см.: Зиновьева-Аннибал Л. Д. Тридцать три урода. Повесть. Пб., 1907.

1/2 звериного 666 — имеется в виду стихотворение Вяч. Иванова "Vineris figurae" (Триста тридцать три соблазна, триста тридцать три обряда..." (1907).

Все говорят, что я умру... — из стихотворения Белого "В темнице".

...подымая тему "Распутина" — Белый писал о своем романе "Серебряный голубь": "... но более всего интересовали меня многовидные метаморфозы хлыстовства; я услышал распутинский дух до появления на арене Распутина; я его сфантазировал в фигуре своего столяра..." (Белый А. Между двух революций. М., 1990. С. 315.)

...напечатали брошюру Эллиса против Щтейнера — см.: Эллис. Vigelimus. М., 1914.

"Рудольф Штейнер и Гете" — см.: Белый А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилию Метнеру на его первый том "Размышлений о Гете". М., 1917.

Memento mori (лат.) — помни о смерти.


Воспроизводится по изданию: Андрей Белый. Почему я стал символистом // Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. С. 418—460.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 1 июля 2020 г.