Ф. М. Достоевский

Вечный муж
Рассказ

1870

Оглавление

I. Вельчанинов 5
II. Господин с крепом на шляпе 12
III. Павел Павлович Трусоцкий 21
IV. Жена, муж и любовник 29
V. Лиза 36
VI. Новая фантазия праздного человека 45
VII. Муж и любовник целуются
VIII. Лиза больна 60
IX. Привидение 64
X. На кладбище 71
XI. Павел Павлович женится 78
XII. У Захлебининых 86
XIII. На чьем краю больше 102
XIV. Сашенька И Наденька 108
XV. Сквитались 116
XVI. Анализ 123
XVII. Вечный муж 130

О произведении

«Вечный муж» (1870) — повесть Достоевского о любовном треугольнике между мужем, женой и любовником, полная скандалов, аллогизмов и психологических парадоксов.

Отзывы критиков

Реально протекающие перед нами события суть лишь драматизированные видения больного воображения Вельчанинова. Сон не слился с действительностью, как он думал, а перешел в видения, которые он принял за действительность.

— А.Л. Бем. Развертывание сна («Вечный муж» Достоевского) (1924)

...Если Вельчанинов на протяжении времени действия повести всегда равен сам себе (его реакции понятны и предсказуемы), то Трусоцкий дается в непрестанной изменчивости от сцены к сцене – до полной непредсказуемости и трансформации характера. Таким образом, Трусоцкий сам – воплощенная болезнь и двойственность. Он предстает перед нами почти одновременно: убитым горем вдовцом, наглым шутом, упивающимся своим унижением, коварным и расчетливым мстителем с садо-мазохистским комплексом, шиллеровским мечтателем, едущим «обняться» с обидчиком и «все простить», разнузданным, пьяным гулякой-развратником,преуспевающим респектабельным чиновником, покупающим себе в жены «невинное создание» и т.д. <...>

Мы можем только пополнить список <...> «ролей» теми, которые Трусоцкий разыгрывает в промежутках между встречами с Вельчаниновым – «за сценой» (покорный и наивный «вечный муж», изверг, садистски мучающий Лизу, истерик, балансирующий на грани помешательства и самоубийства, настойчивый визитер-мститель в доме Багаутова), а также добавить, что Трусоцкий способен радикально меняться не только от одной главы к другой, но зачастую и во время одной сцены. В результате мы теряем способность составить себе хоть какое-то суждение о его настоящей личности. <...>

Вводится Трусоцкий в повествование как материализация тайных мыслей Вельчанинова при погружении его в подпольное состояние. Трусоцкий появляется перед Вельчаниновым сначала мельком и смутно, но все больше приковывает к себе внимание, преследует героя как некая навязчивая идея. Вельчанинов постепенно осознает, что самые сильные приступы его ночной тоски связаны со встречами на улицах Петербурга с неким неприятным господином с крепом на шляпе.

Наконец, после символического сна Вельчанинов видит таинственного господина, подходящего к его дому, что воспринимается им как некое продолжение сна въяве, тем более что сами обстоятельства прихода причудливы, как ночной кошмар: господин крадется ночью на цыпочках через улицу во двор дома Вельчанинова и пробует тихонько проникнуть в квартиру сквозь запертую дверь. Затем двое героев стоят по обе стороны двери, чувствуя каждое движение друг друга: так кошмар все больше материализуется и приближается к Вельчанинову, пока наконец, последний не распахивает дверь и не оказывается лицом к лицу перед незнакомцем, и тут узнает его – воплощение Трусоцкого (приход в дом, то есть в сознание) завершается узнаванием.

Итак, из неясного ощущения формируется мысль, пытающаяся, в свою очередь, сказаться словом (когда Вельчанинов пытается вспомнить имя навязчивого господина); слово порождает визуальный образ – видение, которое, наконец, становится реальностью и разворачивается в сюжет.

— А. Б. Криницын. Сюжетно-мотивная структура повести «Ф.М. Достоевского «Вечный муж» (2012)


Ф.М. Достоевский. Подросток // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. Т. 8. С. 139—692.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.