С. 219. ...попал как раз в «Биржевых ведомостях» на брань за мой июньский «Дневник». — Речь идет о статье И. Ф. Василевского (см. примеч. к с. 208), в которой отвергалось предложенное Достоевским решение Восточного вопроса. Вывод И. Ф. Василевского: «...г. Достоевский — отвлеченный мечтатель <…> крайне плохой, наивный политик, который чем более старается ободрить и утешить, тем более зловещею ирониею звучат его слова в применении к реальным данным».

С. 220. ...до размеров какого-нибудь Баден-Бадена или даже фюрстентум Нассау... — Немецкие княжества; на территории второго находился г. Эмс.

С. 220. Уж и теперь начинается местами протест провинциальной печати против Петербурга... — См. примеч. к с. 159—161.

С. 220. ...и началась она с Ивана III-го. — Достоевский имеет в виду, что «историческая идея», о которой идет речь, «началась» сразу после падения Византии (1453), когда Москва приняла на себя роль ее политической и религиозной наследницы, центра православия. Ср. выше, с. 210, 493.

С. 221. И что вы говорите о славянофилах... — В статье И. Ф. Василевского содержалась характеристика славянофильства как «учения довольно фантастического, одностороннего и крайнего, но, несомненно, привлекательного своею стройностью и цельностью, своею героическою беззаветностью, своею внутреннею теплотою и чистотою и чистою, непоколебимою верою».


Рак В.Д. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1876. Июль и август. Глава первая. II. Нечто о петербургском баден-баденстве // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13. С. 495.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.