РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В ПЕТЕРБУРГЕ

Впервые опубликовано в «Отечественных записках», 1867, март, кн. 1, стр. 35—48, за подписью: «М. С». Впоследствии не перепечатывалось.

Во второй половине 1860-х годов Лесков проявляет большой интерес к театру: к 1867 году относится его собственная попытка драматургического творчества (драма «Расточитель»), в 1866 году и в последующие годы он ведет обозрение новых постановок в петербургских театрах, печатавшееся в «Отечественных записках» и «Литературной библиотеке» (см. Хронологическую канву жизни и деятельности Лескова, 1866 и 1867 годы — наст. изд., т. 11), а также в «Современной летописи» (1871, №№ 16, 31, 34, 36, 38, 40,

489

44, 45). В помещаемом обзоре, как и в некоторых других, Лесков допускает ряд выпадов против революционно-демократического лагеря («нигилистов»), характерных для литературно-общественной позиции писателя в 60-е годы. Но вместе с тем Лесков высказывает и ряд ценных мыслей, свидетельствующих о его тонком понимании сценического искусства.

Особый интерес в обзоре представляют высказывания Лескова о драматургии Островского. Творчество великого драматурга всегда привлекало Лескова, побуждая подчас к попыткам полемически ответить Островскому в своих произведениях. Так, известно, что героиня повести «Леди Макбет Мценского уезда» во многом противопоставлена Катерине из «Грозы» Островского, драма «Расточитель» является своеобразным откликом на пьесу «Пучина» (см. об этом в примечаниях к т. I настоящего издания).

Стр. 23. «Смерть Иоанна Грозного» — первая часть драматической трилогии А. К. Толстого (последующие части — «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»); впервые напечатана в «Отечественных записках», 1866, № 1; впервые поставлена в Петербурге в Мариинском театре 12 января 1867 года.

...«Гражданский брак» г. Чернявского. — Отрицательную оценку этой пьесы антинигилистического направления см. у M. E. Салтыкова-Щедрина (Полн. собр. соч., т. VIII, 1937, стр. 300—308).

Стр. 24. ...целая особая статья... — Имеется в виду рецензия Лескова (за подписью: «М. Стебницкий») «Русский драматический театр в Петербурге. «Гражданский брак» — в «Отечественных записках», 1866, декабрь, кн. 2, отд. II, стр. 258—287; рецензия была написана в связи с первой постановкой пьесы на сцене Александрийского театра 25 ноября 1866 года.

Стр. 25. «Пучина»... разобранная в нашем журнале... — Отклик на пьесу был дан в заметке (за подписью «N. N.») «Александрийский театр в Петербурге. Новая пьеса А. Н. Островского «Пучина» («Отечественные записки», 1866, июнь, кн. 1, стр. 584—604).

...хроника... «Тушино», напечатанная в одном новом периодическом издании... — Пьеса «Тушино» была опубликована в журнале «Всемирный труд», 1867, январь.

Раупах, Эрнст-Беньямин-Соломон (1784—1852) — немецкий драматург.

Стр. 26. Равнять его с Коцебу! — «Гостинодворским Коцебу» назвал Островского поэт Н. Ф. Щербина, автор ряда злобных эпиграмм на драматурга (см. Н. Щербина. Альбом инохондрика. Эпиграммы и сатиры. Л., 1929, стр. 49, 56, 72, 106, 144.) Коцебу,

490

Август-Фридрих (1761—1819) — реакционный немецкий драматург и романист.

Стр. 27. Мы, дети севера, как русская природа... — неточная цитата из стихотворения Лермонтова «Монолог» (1829).

...нигилистку XVII века... в своем «Тушине...» — Имеется в виду героиня «Тушина» Людмила, дочь воеводы Сеитова.

Пьеса г. Писемского «Поручик Гладков» — была впервые опубликована в журнале «Всемирный труд», 1867, март.

Васильев, Павел Васильевич (1832—1879) — артист Александрийского театра в 1860—1875 годах.

Стр. 28. «В мире жить, мирское творить». — Эта пьеса была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» (1863, IV), редактором которого был тогда П. Д. Боборыкин.

...ласкает его как некрасовская дворянская дочь... своего огородника... — Лесков называет образы стихотворения Некрасова «Огородник» (1846).

Зубров (Иванов), Петр Иванович (1822—1873) — артист Александрийского театра в 1850—1873 годах.

Натарова, Анна Петровна (1835—1917) — артистка Александрийского театра в 1851—1890 годах.

Стр. 29. «Рогнеда» — опера А. Н. Серова; написана в 1865 году.

Стр. 30. ...отрывок новой комедии г. Алексея Потехина. — Речь идет о пьесе А. А. Потехина (1828—1908) «Виноватая», полностью опубликованной в «Современном обозрении», 1868, № 1, стр. 1—53.

...г. Николаю Потехину, автору «Безобразников»... — Имеется в виду книга Н. А. Потехина (1834—1896) «Наши безобразники. Сцены». СПб., 1864.

Стр. 31. ...новый дебютант, г. Монахов. — Ипполит Иванович Монахов (1841—1877) — артист Александрийского театра в 1865—1877 годах.

Стр. 33. ...не... новиковского гнезда... — Имеется в виду просветительская журнальная и книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова (1744—1818).

...не... плетневского, или другого из кружков... — Плетневский литературный кружок 1830-х годов назван по имени профессора (затем ректора Петербургского университета П. А. Плетнева (1792—1865); у него по субботам собирались многие деятели литературы, в том числе Пушкин, Баратынский, Дельвиг и др. см. Н. Л.Бродский. Литературные кружки и салоны. Первая половина XIX века. М.—Л., 1930, стр. 193—207).

Стр. 35. ...нашего бунтующего мужика... недавних революционеров... неумирающую интригу поляков... — Речь идет о фактах

491

революционно-освободительного движения в России: крестьянских волнениях, организациях революционной демократии, польских восстаниях.

Братья Давенпорт, Вильям (1842—1874) и Ира (р. 1840) — мистификаторы; выступали со «спиритическими» сеансами в разных странах.

Стр. 37. «Марево», «Взбаламученное море» — антинигилистические романы В. П. Клюшникова и А. Ф. Писемского.

...как легендарные дулебы... — Дулебы или бужане — восточнославянское племя, жившее в VI—VIII веках по реке Западный Буг.

Стр. 38. Только то лишь одно и действительно, Что для ихнего тела чувствительно — неточная цитата из стихотворения А. К. Толстого «Пантелей-целитель» (1866).

...«бесплодно спорить с веком»... «обычай — деспот меж людей» — строки из «Евгения Онегина» Пушкина.

...борьба с Галкиными, Белоярцевыми, Прорвичами и гимназистом Колей. — Здесь названы персонажи антинигилистических романов 60-х годов: Галкины — из романа «Взбаламученное море» Писемского, Белоярцев и Прорвич — из романа «Некуда» Лескова, гимназист Коля — из «Марева» Клюшникова.

«Отрезанный ломоть» — комедия А. А. Потехина, впервые опубликована в «Современнике», 1865, № 10.

Стр. 39. ...судьба «Воеводы». — Пьеса Островского «Воевода» («Сон на Волге»), впервые опубликованная в «Современнике», 1861, № 1, не нашла признания в критике, хотя была в том же году с успехом поставлена на сценах Петербурга, Москвы, а затем и в провинции.

Самойлов, Василий Васильевич (1813—1887) — артист Александрийского театра в 1834—1875 годах.

Зубов (Попов), Николай Николаевич (1817—1890) — артист Александрийского театра в 1866—1886 годах.

Струйская (первая) — возможно, Елена Павловна Струйская (1845—1903), актриса Александрийского театра в 1861—1881 годах.

Стр. 40. ...о Стрелковой, о Виноградове... — Стрелкова — провинциальная актриса; Виноградов (Абрамов) Василий Иванович (1824—1877) — артист; до 1870 года выступал в провинции, в 1870—1878 годах — в Александрийском театре.


А. М. Бихтер и Н. И. Соколов. Комментарии: Н. С. Лесков. Русский драматический театр в Петербурге. // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 10. С. 489–492.
© Электронная публикация — РВБ, 2007–2024. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.