МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич, прозаик (11.12.1931 Москва). Родился в семье профессора психиатрии, окончил лесотехнический ин-т в 1955 и до 1974 преподавал математику в школах рабочей молодежи. Подлинная жизнь М. протекала в подполье. С 1953 он занимался индийской философией, теософией, эзотерическими и оккультными учениями. С 1958 его моcк. комната становится местом встречи писателей и художников, придерживающихся сходного образа мыслей. Тогда же появляется в СССР оккультный самиздат. С 1953 по 1973 М. написал более ста прозаических произв., отдавая себе отчет в том, что они не могут быть напечатаны в СССР. В самиздате распространялись его тексты и магнитофонные пленки с записью его чтений. Летом 1974 он получил разрешение эмигрировать, до 1983 жил в США, затем переселился в Париж. Впервые имя М. появилось с 1975 в журн. «Новый журн.» и «Третья волна», позже представительная подборка его рассказов появилась в альм. М. Шемякина «Аполлон 77», затем последовали публикации в журн. «Гнозис» и «Эхо». После выхода америк. сб. прозы М. «The Sky Above Hell» (1980), названного по одному из его рассказов — Небо над адом, писатель был принят в члены ПЕН-клуба. В сб. Изнанка Гогена (1982) М. включил девять рассказов. В 1985 он закончил роман Московский гамбит, первое описание эзотерических подпольных кружков в Москве 60-х гг. Написанный в 1966-68 роман Шатуны только через 20 лет нашел издателя. В 1990 благодаря перестройке в Сов. Союзе впервые вышла его книга, где собраны рассказы, написанные задолго до эмиграции. В 1994 он вернулся в Москву (ср. «Лит. газ.», 1994, 16.2.) — Духовная основа всего творчества М. — осознание земной жизни как фазы многократных перевоплощений, включенных в нематериальное бытие, в силу чего смерть означает освобождение бессмертного «Я» от тела. Но М., опубликовавший также ряд статей по метафизическим вопросам, не изображает в своих произв. верующего человека, который на основе этого знания мог бы направить свою жизнь в более надежное и свободное русло. Напротив, М. изображает людей, запутавшихся во власти сатанинских сил, его герои убивают, истязают, насилуют, потому что целиком поглощены материальными и сексуальными интересами. Тема романа Шатуны — убийство ради проникновения в тайну души убиваемого и тем самым в потусторонний мир — показывает глубину поисков в жестокой, часто мучительной прозе М., которая при перечитывании иногда ужасает и самого писателя. При этом устремления М. имеют позитивную основу: погружаясь во тьму, он стремится к проявлению света человеческой души, хочет способствовать ее росту.

Соч.: Рассказы: в ж. «Новый журн.», №120, 1975, №122, №125, 1976; ж. «Третья волна», N 1. №5, №7-8, 1979. №9, 1980; ж. «Russian Lit. Triquarterly», №14, 1976; альм. «Аполлон-77», №77, 1977; альм. «Neue Russische Literatur», Zalzburg, 1978; ж. «Гнозис», New York, N 1. 1978, №5-6, 1979; ж. «Russica», New York. 1981; ж. «Стрелец», 1984, №3, №11, 1985. №3, №1, 1988, №4. 1986; альм. «Часть речи», New York. №4-5, 1984; ж. «Эхо», Paris. №13, 1984; ж. «Континент», №47, 1986; ж. «Родник», 1990, №2; ж. «Знамя», 1990, №7. Интервью: в ж. «Гнозис», №7-8, 1979; «Рус. мысль», 1984, 232., 1986, 59.; ж. «Эхо», №13. 1984; ж. «Стрелец», №6. 1985.

Книги: The Sky Above Hell (краткая ред. романа «Шатуны», семь рассказов), New York, 1980; Изнанка Гогена, Paris — New York. 1982; Живая смерть. Paris — New York, 1986; Шатуны. New York, 1988; Утопи мою голову, 1990.

Эссе: Духовное возрождение в России, ж. «Континент», №39, 1984; В поисках России, «Лит. газ.», 1989, 27.9.

Лит.: J. Mc Conkey, ж. «Epoch», 1980; G. Gibian, «New Leader», 1980, 15.12; P. Lewis, «Times Literary Supplement», 1981, 15.5.; D. Makkonki, ж. «Третья волна», №12, 1982; Т. Горячева, ж. «Континент», №36, 1983; H. v. Ssachno, «Suddeutsche Zeitung», 1984. 13.1. и 8./9. 9.; О. Дарк, ж. «Родник», 1990, №2.


Казак, Вольфганг. Лексикон русской литературы XX века. М.: РИК "Культура", 1996. С. 250–251.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2017. Версия 2.0 от 31 января 2017 г.