РВБ: Неофициальная поэзия. Версия 2.99s от 23 ноября 2008 г.

БАЙТОВ Николай Владимирович

Поэт, прозаик, эссеист, перформер и book-art'ист.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО АСПЕКТА МОЕЙ ЖИЗНИ

Родившись в 1951 г. <23.05> в Москве, я избрал себе литературное поприще примерно в десятилетнем возрасте. Родители, однако, старались дать мне математическое образование. Поэтому я окончил математическую школу № 2, откуда вышли многие современные литераторы (из известных мне — Игорь Лёвшин, Михаил Сухотин, Леонид Костюков). После школы я учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, потом работал программистом в течение двенадцати лет <до 1987 г.>, гуманитарное же образование получал в частном порядке.

В филологии и литературе моим наставником был Сергей Михайлович Александров (учёный, близкий Бахтину и Аверинцеву), в поэзии — Александр Зорин, который в конце 70-х годов ввёл меня в круг поэтов, собиравшихся у Лиды Мурановой: она заведовала кабинетом звукозаписи при литературном музее и устраивала собрания с чтениями (зачаточная форма литературного салона).

В 80-х годах началась моя дружба с Александром Барашом и через него — с литераторами более молодыми, посещавшими салон его брата Михаила, а также знаменитый и памятный многим салон Наташи Осиповой на Пушкинской улице. Впоследствии этот круг литераторов интегрировался с клубом «Поэзия».

С 85-го года мы с Александром Барашом начали издавать машинописный альманах Эпсилон-салон <...>

С 89-го года начались мои публикации — сначала рассказы в сборнике «Встречный ход», затем книга стихов «Равновесия разногласий». В 90-х годах мою прозу очень полюбил журнал «Лепта»: там вышли две детективные повести — «Всё что сказал духовник» и «Шахерезада», а также многие рассказы. Маленький сборник рассказов «Четыре угла» был выпущен Дмитрием Кузьминым <...>. В 95-м и 97-м годах вышли две большие подборки стихов в журнале «Знамя».

В 93-м году началась моя дружба и совместные литературные проекты со Светой Литвак. Мы учредили ежегодный «Праздник рифмы» <...> и «Литературный карнавал» (критическая акция <...>). Обобщение этих проектов привело к созданию Клуба литературного перформанса, заседания которого с 97-го года стали ежемесячными. Интересы клуба сосредоточены на изучении "среды обитания" литературного текста, в частности, на изучении его связей с жестом, поступком, поведением автора.

К области литературного перформанса, т.е. поступка с текстом, я отношу и «бук-арт», которым занимаюсь с конца 80-х годов. В 93-м году я участвовал в выставке самодельной книги, проводившейся Леонидом Тишковым.

Куратор литературного салона Премьера. Лауреат Сетевого литературного конкурса ТЕНЕТА-98 (по решению профессионального жюри: I место в номинации «Рассказы») и Тенёта-Ринет'2000 (I место в категориях "Сборники стихотворений" и "Литературная критика"). Живет в Москве.

Публикации (стихи)

Равновесия разногласий: Стихи. — М., 1990. — 130 с.

«Чтобы не быть голословным». — М.: Музей Сидура, 1997. — 16 с. Вып.34. Стихи.

Времена года. — М.: ОГИ, 2001. — 64 с.

Что касается. — М.: Новое издательство, 2007. — 92 с.

282 осы: Стихи. — Таганрог: Нюанс, 2010. — 32 с. — (Специальная серия «32 полосы»).

Резоны: Книга стихов. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2011. — 64 с. — Серия "Воздух".

Света Литвак, Николай Байтов. Случаи из жизни. — Таганрог: Нюанс, 2011. — 32 с. (Специальная серия «32 полосы»).

Николай Байтов, Света Литвак. Фегны: Стихи. — Таганрог: Нюанс, 2015. — 36 с. — (100-личная метрика).

Энциклопедия иллюзий. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 176 с. Серия «Новая поэзия». Поэмы. Вступ. ст. И. Гулина.

*

Эпсилон-салон, №№ 1 (XII.1985), 8 (I.1987), 14 (III.1988), 18 (VI.1989).

Сумерки, № 2 (август—сентябрь 1988), с.42-47.

Черновик, № 2 (осень 1989), с.154-155.

Три года // «Дружба народов», № 7, 1995, с.59-61.

«Знамя», № 8, 1995, с.26-32.

«Знамя», № 5, 1997.

«Знамя», № 6, 1999. Стихи.

Тридцать девять комнат // «Знамя», № 3, 2000.

Волосы смыслов // «Знамя», № 12, 2000, с.99-103.

О моем шурине // «Знамя», № 2, 2002. Стихотворение.

«Арион», № 3, 1997, с.27-28. Стихотворение.

«Арион», № 3, 2001, с.61-64. Стихи.

Стихи // «Зеркало», Вып.15-16 (2001).

«Улов», вып.5, 2002, с.166-170. О моем шурине.

«Воздух», № 1, 2011, с.5-30. Автор номера.

*

САМ, с.658-660.

Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии.

Современная литература народов России. Т.1. Поэзия. Кн.1. — М.: Пик, 2003. Сост. Л.Костюков. С.70-74.

Актуальная поэзия на Пушкинской-10: антология / сост.: Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. — К.: Птах, 2009. С.56-58.

Русские стихи 1950—2000 годов. Т.2. С.433-437.

«Рим совпал с представленьем о Риме...» Италия в зеркале стипендиатов Фонда памяти Иосифа Бродского (2000—2008). — М.: НЛО, 2010.

Московский счёт. 2003—2011. — М.: ОГИ, 2011. С.291-303.

Публикации (проза)

Четыре угла: рассказы. — М.: АРГО-РИСК, 1995. — 20 с.

Прошлое в умозрениях и документах. — М., 1998. — 214 с.

Думай что говоришь. 41 рассказ. — М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2011. — 320 с.

Ангел-Вор. Рассказы о церкви. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с. Рассказы и повесть "Все, что сказал духовник".

Любовь Муры: Роман. — М.: НЛО, 2013. — 560 с. Серия: Уроки русского.

Зверь дышит: Рассказы. — М.: НЛО, 2014. — 384 с. Серия: Уроки русского.

*

Эпсилон-салон, №№ 1 (XII.1985), 3 (III.1986), 4 (V.1986), 5 (VIII.1986), 7 (XII.1986), 10 (IV.1987), 11 (VII.1987), 12 (IX.1987), 15 (VII.1988).

Сумерки, № 8 (1990). Знаки несогласия (рассказы).

Знатоки // «Богема», № 1 (3), 1992—1993, с.65-68.

Новая жизнь в словах // Гуманитарный фонд, № 14, 1993.

Фиксатор буквы: Рассказ // ГФ — Новая литературная газета, № 1 (1994), с.6-7.

Черновик, № 5 (1991), с.66-72. Леночка.

Черновик, № 9 (1993), с.20-24. Детская смертность.

Сумерки, № 15 (1994), с.8-24.

«Лепта», № 18 (1994), с.84-97. 3 рассказа.

Все, что сказал духовник: Повесть // «Лепта», № 20 (1994), с.3-48.

Шахерезада: Повесть // «Лепта», № 26 (1995), с.4-39.

Кошка Шредингера: Рассказ // «Зеркало», Вып.3-4 (1996), с.70-72.

Велосипед. Фиксатор буквы // «Постскриптум», № 3 (8), 1997, с.71-76.

Цирк «Олимп», № 8 (3'1996), с.6-7. 2 рассказа.

Цирк «Олимп», № 2 (32) (2'1998), с.13. Два комментария. Садко.

«Контекст-9», № 2 (1997), с.12-25.

«Окрестности», № 4 (2000), с.11-27. Альтернатива Фредгольма. Траектория Дед Мороз.

Суд Париса: Повесть // «Новый мир», № 10, 2000.

«Улов», вып.1, 2000, с.96-105. Траектория «Дед Мороз».

Перформанс пред лицом Господа («Сошествие во ад») // «Стых» (Днепропетровск), № 23 (2008), с.3-4. См. здесь.

Три рассказа // «Носорог», № 5 (осень-зима 2016/2017).

*

Метаморфисты // Эпсилон-салон, № 1 (XII.1985).

Эпсилон-салон, №№ 2 (II.1986), 3 (III.1986), 5 (VIII.1986), 7 (XII.1986), 8 (I.1987), 11 (VII.1987), 12 (IX.1987), 15 (VII.1988), 16 (IX.1988).

Сумерки, № 3 (198). О Владимире Набокове.

Православие и компьютер // «Комментарии», № 7 (1995), с.44-49.

Маргинальность как норма постисторического познания // Цирк «Олимп», № 5 (2'1996), с.10-11.

Теория академика Фоменко // Цирк «Олимп», № 23 (5'1997), с.6-7.

О языках, о скопусах, о слове // Полит.ру, 14 декабря 2010. Беседа со Светой Литвак.

Меня изумляла «звуковая небрежность» Маковского // Реч#порт, 6 января 2017. Беседа с Антоном Метельковым.

*

Встречный ход. — М., 1989. 3 рассказа.

Видимость нас. — М.: Гуманитарный фонд, 1991. С.86-101. 3 рассказа.

Индекс, с.181-183 (Набросок кредо), с.232-241 (Клетчатый суслик: рассказ).

Индекс-2, с.118-124 (Знаки несогласий: рассказ).

Жужукины дети, с.24-37.

Цирк «Олимп»: Избранное, с.164-169. То же, что в № 8.

Интернет

Вавилон.

Новая литературная карта России.

У Александра Левина,
в т.ч. стихи и поэмы с комментариями автора.

Остракон, в т.ч. стихи из Эпсилон-салона.

Журнальный зал.

Журнал "Самиздат".

Живой журнал.

Премия Андрея Белого.

Литература

Геннадий Кацов. Николай Байтов: христианская символика в советском контексте // «Новое Русское Слово», 12 Октября 1989.

О. Дарк. Байтов зимой, или Описание дороги // НЛО, № 16 (1995), с.321-328.

А. Урицкий. Бытие текста // «Знамя», № 11, 1998. Рецензия на Прошлое... См. также здесь.

Л. Костюков. Существо дела // «Знамя», № 10, 2001. Рецензия на Времена года.

Дмитрий Бак // «Октябрь», № 11, 2009 (см. здесь); Дмитрий Бак. Сто поэтов начала столетия. — М.: Время, 2015. С.61-67.

Валентин Алень. 11-е Жан-Жаковские чтения. Николай Байтов. Песни под кофемолку // Культурная Инициатива, 3.10. 2016.

Комментарии

Все даты по собранию стихов.

Свет сквозь ветки тихо висит...«Знамя», № 8, 1995; САМ.

Готово сердце мое, Боже, готово!..Равновесия разногласий, с.66-67; САМ.
В книге Равновесия разногласий — 5 часть цикла "Молитвы".

Густоваты во времени тени минут...Равновесия разногласий, с.69-70; САМ.

Отойди от костра, отойди от костра, отойди...САМ.

Взять, допустим, червонец, валяющийся у помойки...Равновесия разногласий, с.27; САМ.

Посылая проклятья свадьбам, семьям, свадьбам...Равновесия разногласий, с.54; САМ.

Я был свидетелем быстрых коллапсов людей...Равновесия разногласий, с.3; САМ.

Когда смутятся очертанья...САМ.
В книге Что касается, с.51 — как фрагмент поэмы "Нескончаемые сетования".
Письмо Татьяны предо мною — «Евгений Онегин», гл.3, XXXI.
сползаю в яму бреда Молли — очевидно, имеется в виду последняя глава «Улисса» Джойса.

Давно в колосья вплелся плевел...САМ.
Поздняя версия стихотворения конца 70-х.

Каждое утро на протяжении многих лет...САМ.

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2016.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2017.
© Электронная публикация — РВБ, 1999—2017.
РВБ
Загрузка...

весы промышленные