Сякая культура

Московско-минское издательство «Полифакт» выпустило книгу «Самиздат века». Это пятикилограммовый том, входящий в серию «Итоги века. Взгляд из России»

Раскритиковать эту книгу довольно легко.

За то, что составители не рефлектируют над объемом понятия «самиздат». В аннотации обещаны неподцензурные произведения, пишется про «стойкость и мужество в борьбе за право думать и говорить, что хочется», — то есть имеется в виду самиздат политический. Однако же большая часть иллюстративного ряда содержит самиздат художественный — хотя ясно, что рукотворные книги Хлебникова или митьков относятся к иному ряду явлений, нежели статья Солженицына «Жить не по лжи».

За столь же странное неразличение «самиздата» и «тамиздата».

За феерический раздел «Не сметь думать что попало!», выстроенный как одиознейший из капустников: здесь идут вповалку «вольные частушки» («Девка старого режима, не ходи на улицу»), анекдоты о Брежневе, «преимущественно молодежные» шутки-прибаутки, школьные «переделки», блатные песни, а также стихи лауреата премии «Триумф» Гребенщикова Б.Б.

За поверхностную публицистичность вступительной (Л.Аннинский) и заключительной (Е.Козловский) статей.

Но сочинять фельетон всегда легче, чем искать смысл в чужой куче мале. Эта книга интересна именно своей структурной растерянностью, фантастическим сочетанием записок, сочиненных в застенках правозащитниками, снимков татуировок (неподцензурное искусство — стало быть, самиздат) и интернетовских страничек (тем более самиздат). Русское стремление соединять любое «сякое» с любым «не таким» (по этому поводу есть еще шутка-прибаутка «стричь под одну гребенку») работает как в негативном режиме (недавно я читал статью, в которой рассматривались в ряд такие негативные явления современности как пирсинг, героин, фашизм и журнал «ОМ»), так, соответственно, и в порыве реабилитанса.

В начале перестройки целый пласт словесности появлялся под не очень специфицированной вывеской «Другой литературы», и это не камень в огород автора термина С.Чупринина, а констатация нашей странной уверенности в том, что мир делится на То и Другое. Новый альбом прекрасно соответствует серийному титулу «Итоги века»: крик души тюремных страдальцев брошюруется в один шикарный том со снимками гиперэстетских объектов Франциско Инфантэ. Для того ли они кричали? Вряд ли. Но итог века, наверное, таков.

Особо следует выделить раздел «Непохожие стихи»: составленную Г.Сапгиром, И.Ахметьевым и В.Кулаковым антологию «неофициальной» поэзии второй половины столетия. Представлены десятки авторов, как известных, так и мало ведомых истории нашей литературы. Здесь тоже есть сложности с принципом составления: расширив список авторов раза в полтора, можно было бы получить просто антологию поэзии соответствующего периода, без сомнительной марки «непохожести»: все стихи «непохожи», к тому же если в антологии есть Вознесенский и Кушнер, то и Евтушенко с Левитанским и Межировым встретить там было бы логично. Но, так или иначе, это первый реальный опыт такого рода собрания, и опыт, безусловно, важный.

Вячеслав Курицын

«Русский телеграф», № 52 (124), 26 марта 1998, с.10.

В начало Критика
Содержание Комментарии
Алфавитный указатель авторов Хронологический указатель авторов

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2016.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2024.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 3.0 от 21 августа 2019 г.