Сказать, что книга эта не пугает, нельзя. Пугает. Размерами: физическими своими статями и объемами предлагаемой информации. Весит, кажется, килограммов пять. Неудобоносима и неудобочитаема формат больше, чем А4. Больше тысячи страниц, бумага плотная. Название величественное, что говорить. "Ну, привет тебе, итог века, от итога века", сказал мне, в книгу попавшему, другой в нее попавший. Каково чувствовать себя итогом?
Не особенно, на мой вкус, приятно. Лавр несколько незаслуженный для моей возрастной категории. С другой стороны, в "Самиздате века" есть авторы 68-го года рождения, которые пешком под стол ходили в литературном, разумеется, плане, когда советский строй начал накрываться. И для них понятие "самиздат" вообще смысла не имеет или имеет какой-то другой смысл, деполитизированный. А как может быть самиздат без политики?
Но ведь может. Надпись на заборе это чистый самиздат. Три буквы на воротах, а ворота закрыты на цепь чем не символ?
Символ, конечно. И он присутствует в книге, демонстрируя удивительное и вечное стремление человека пусть даже очень незамысловатого человека донести до людей свое сокровенное. Так может быть, самиздат следует определять именно по этому первичному, незамутненному намерению спрямить расстояние, убрать посредников. Чтоб от сердца к сердцу.
Но и этого мало. Детские рисуночки, листовочки, школьные стенгазеты но не те, которые на совете дружины, склоняясь над ватманским листом, сопя, стараясь, скучая... А те, которые дома или в школе, но под партой. Милая детская графомания есть тоже самиздат и в томе присутствует. Наряду с татуировками и блатными песнями. И частушками. И, вообще-то, черт знает чем. Система отбора материала была, насколько можно судить, такова, чтоб не осквернять замысла классификацией: легло как легло, собралось как собралось.
Всякие возражения и соображения возникают на каждом шагу. Например, можно ли считать истинным самиздатом то, что было много раз опубликовано после, вошло в литературный обиход? И как быть с тамиздатом? Все, кто застал эти времена, помнят, конечно, что это совершенно разные были жесты что-то тиснуть тут самому и что-то тиснуть там, волей-неволей принимая участие в какой-то чужой игре. Сейчас-то видно, что тамиздатские журналы воспроизвели отечественную схему: свои чужие, Твардовский Кочетов. И почему-то "Континент" был одно, а "Грани" другое, и что-то там еще было третье и десятое. Я, возможно, путаю что-то, но это не со зла. Забылось просто.
И вот в "Самиздате века" это забытое, публицистика, выглядит диковато. Читать может только специалист, политолог, решивший погрузиться в извивы общественной мысли двадцатилетней давности. Тем странней разрыв между тем, как добросовестно, с каким пылом рассуждали и спорили эти авторы и как безнадежно архаично сейчас выглядят и стиль, и результаты этих споров. Несколько обидно, что эта добротность видится теперь совершенно утраченной по крайней мере в текущей газетной публицистике, а именно с ней и стоит сравнивать самиздатскую. Но нет, поздно. С медитациями на тему "как нам обустроить" все понятно. Никаких "нас" не существует в природе.
Конечно, куда мощней и художественней было б поместить вместо публицистики прозу самиздата. Но кто поручится, что эта проза не выглядела бы еще хуже, чем публицистика? Шедевры скажем, "Архипелаг ГУЛАГ" напечатать в антологии нельзя: объем. Тексты второго ряда среди них вполне могут быть шедевры рискованно. А ну как промахнешься, попадешь не в шедевр?
А колоссальный левиафан, резвящийся рядом с самиздатом, то и дело обдавая его фонтанами разноцветных брызг: самодеятельная литература. Все эти безумные литобъединения при заводах и клубах которых так или иначе коснулись все или почти все самиздатские авторы. А в тех глубинах моря народного водились вещи прекрасные. Я помню, например, как-то попавший в Москву и высоко оцененный именно в самиздатских кругах устав одного дальневосточного ЛИТО. Основополагающие принципы этой хартии были такие:
1. Прочти матери. 2. Руби скалу.
И если рубщиков скал и чтецов матерям снесло куда-то течением, то все-таки надо признать, что самиздат требовал примерно такого же класса, такой же силы и закалки максимализма. Достаточно почитать стенограмму суда над Бродским очень отрезвляющая литература. А прочитав стихи прекрасные, хорошие, гениальные, слабые, какие-то еще, понимаешь, что даже, пожалуй, и составлена-то книжица правильно, и не вовсе наугад. Получается такое поле всяких мыслей и обрывков фраз, в котором жил какой-то житель этих мест, умеющий читать, лет двадцать назад. Это поле называется время. Его портрет, правдивый и произвольный, у составителей книги получился. Так чего нам желать еще?
В начало | Критика |
Содержание | Комментарии |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |