| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 2 (1995)  
   
english
 
 
 

О. Г. ДИЛАКТОРСКАЯ

СКОПЦЫ И СКОПЧЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ ДОСТОЕВСКОГО
(К истолкованию повести «Хозяйка»)

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Статья посвящена анализу одного из самых загадочных произведений молодого Достоевского — история непонимания повести «Хозяйка» насчитывает уже без малого полтораста лет.

В «Хозяйке» писатель впервые выдвинул на передний план тему, которая впоследствии станет центральной в его творчестве. Речь идет о культурном и религиозном расколе русского общества, о критическом восприятии официальной религии и в народной, и в интеллигентской среде. В связи с этим Достоевский обращается к одному из актуальных явлений, именуемому «скопческой ересью». В 1840-х годах скопцы многократно подвергались преследованию со стороны властей: в Петербурге проводились аресты, шло судебное разбирательство. Видимо, именно поэтому Достоевский был вынужден камуфлировать свой пристальный интерес к сектантам: на протяжении повести ересь ни разу не названа по имени, но по множеству характерных примет можно понять, что автор имел в виду именно ее.

Как показывает текстуальный анализ повести, Достоевский, несомненно, знал быт скопцов, был знаком с важнейшими компонентами их обрядности, с символами их вероучения. В «Хозяйке» писатель рассказал о встрече интеллектуального героя с фанатиками-сектантами, о желании этого героя — Ордынова — проникнуть в особенности их сознания, о его стремлении понять причины раскола в церкви и в обществе, о попытке преодолеть пропасть между высшим и низшим сословием. В зашифрованном тексте повести повсеместно разбросаны красноречивые детали, позволяющие за внешней сюжетной интригой (любовной и авантюрно-уголовной) рассмотреть скрытый идеологический конфликт, увидеть широкую разработку проблемы сектантства, соотнесенной с историей общественных и религиозных отношений в России. Здесь имеет смысл все: и выбор места действия (Московская часть Петербурга, где на Кабинетской улице в 40-е годы XIX в. находился скопческий «корабль»), и символика цвета, и характерные атрибуты религиозного ритуала, и описание психического и физического состояния сектантов, и идиоматика речи, и поэтика имен собственных.

Обращаясь к теме скопчества, Достоевский пытался прояснить фундаментальные вопросы общественной и исторической жизни России. Тема раскола и сектантства, укореняющая повествование в этнографической действительности 1840-х годов, вместе с тем создает в повести фантастическую атмосферу, насыщенную религиозными и мифологическими символами; она организует идеологический подтекст, соединяет современность с историей, апеллирует к допетровской эпохе, аккумулируя в себе целый комплекс вопросов, которые на протяжении XVII, XVIII и XIX вв. не раз выдвигались как «родовые» и «коренные» вопросы русской жизни. Осмысление «скопческой» составляющей сюжета и образов «Хозяйки» делает повесть Достоевского намного понятнее и определеннее.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...