| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 2 (1995)  
   
english
 
 
 

С. Е. ЛЯПИН

О ВОЗДЕЙСТВИИ СИНТАКСИСА НА РИТМ СТИХА
(на примере полноударного 4-стопного хорея пушкинских сказок)

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Поэтическая речь имеет не только специфически стиховые, но и синтаксические членения, причем последние нередко совпадают со стихоразделом; поэтому те особенности «естественного ритма прозы», которые зависят от синтаксиса, могут сказываться также на ритмической структуре стихотворной строки — в частности, они могут влиять на статистику распределения фонетических слов.

В статье рассматривается ритм словоразделов в полноударных женских строках русского 4-стопного хорея (материалом послужили три сказки Пушкина: о царе Салтане, о мертвой царевне и о золотом петушке). В результате статистического обследования удалось установить, что средняя длина начального слова в стихе зависит от синтаксической характеристики предшествующего стихораздела. Чем слабее синтаксические связи между соседними стихами, тем короче в среднем начальное слово второй сроки: сильная синтаксическая пауза сдвигает влево следующий словораздел.

Чтобы узнать, не связано ли это явление со спецификой стихотворного ритма, была построена теоретическая модель, рассчитанная по оригинальной методике. В ней учитывалась встречаемость словосочетаний разных ритмических типов в той или иной синтаксической позиции в прозе: в начале предложения, после запятой и т. д. Выяснилось, что в теоретической модели, так же как в реальном стихе, вероятность варианта типа Царь Салтан, с женой простяся резко возрастает, если начало строки совмещается с началом предложения (в сказках — 68%; теоретически — 63—68%); соответственно, вероятность варианта типа Снова князь у моря ходит оказывается достаточно низкой (в сказках — 32%; теоретически — 32—37%). В то же время при слабом обособлении стиха односложное и двусложное слово в начале строки равновероятны (в сказках — 49% и 51%; теоретически — 39—53% и 47—61%). Таким образом, ритмическая структура стиха может быть понята и адекватно описана лишь с учетом синтаксического контекста.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...