| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 3 (1996)  
   
english
 
 
 

А. Л. БЕГЛОВ

ИОСИФ БРОДСКИЙ:
МОНОТОНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
(на материале 4-стопного ямба)

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Статья посвящена одной из самых характерных особенностей поэзии Бродского. Читатель, а тем более слушатель его стихов, воспринимающий их в авторском исполнении, часто бывает поражен удивительной монотонностью его речи: создается впечатление, что ее поток, подчиняясь лишь собственным законам, увлекает автора за собой. Эта особенность не может быть целиком отнесена на счет его поэтической декламации: означенный эффект обуславливается в том числе объективными формальными характеристиками, присущими стихотворному языку Бродского.

Хотя варьирование 4-стопного ямба у Бродского достаточно велико, в структуре всех встречающихся у него ритмических типов можно усмотреть отчетливое сходство, которое проявляется в значительной разнице между максимумом и минимумом ударности первых трех иктов. Столь контрастный ритм сильно- и слабоударных стоп обеспечивается очень частым употреблением одних ритмических форм и очень редким употреблением других. Понятно, что нагнетение одинаковых ритмических форм уже само по себе обеспечивает высокий уровень монотонии, которая, однако, зависит не только от удельного веса тех или иных ритмических вариаций, но и от сочетания. С этой точки зрения Бродский оказывается самым монотонным русским поэтом. Во многих его произведениях гомогенные строки нередко образуют протяженные группы длиной в 10—15 стихов. У других поэтов скопления изоморфных строк тоже встречаются, но гораздо реже и при этом не достигают такого объема, как у Бродского. Кроме того, у его предшественников монотонные фрагменты бывают семантически релевантны, тогда как у Бродского скудость и однообразие форм — это нейтральный фон. В одном случае поэт владеет ритмом, в другом — ритм владеет поэтом: Бродский, не раз говоривший о стихотворце как орудии языка, сам находился во власти мелодики своей речи.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...