| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 3 (1996)  
   
english
 
 
 

«ЗАДИРАТЬ НОС ВЫШЕ МОЗГА»,
ИЛИ «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТАКИЕ ДРЯНИ?»
(Письма Н. Д. Санжарь к А. С. Суворину, Вяч. И. Иванову, А. А. Блоку и А. С. Серафимовичу)

Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. А. Аксеновой

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Надежда Дмитриевна Санжарь — одна из наиболее одиозных фигур в русской литературе первой трети XX в. Она была дочерью донской казачки, зарабатывавшей на жизнь проституцией, и государственного крестьянина, отсидевшего срок за уголовное преступление. До революции Санжарь изо всех сил пыталась внедриться в литературную среду; она засыпала полуграмотными письмами Суворина, Брюсова, Блока, Вячеслава Иванова, Вересаева и других, оправдывая издержки стиля трудностями жизни. При этом Санжарь всякий раз «подстраивалась» под корреспондента, не только трансформируя стиль или топику, но даже «пересочиняя» свою биографию в зависимости от идеологии адресата, как она ее себе представляла. Ее idée fixe в это время можно было бы определить как комплекс Девы Марии: Санжарь гордилась своей девственностью, сохраненною несмотря на замужество с пожилым евреем, который был намного ее старше, и в то же время она хотела зачать гениального ребенка, «сверхчеловека» от какой-нибудь литературной знаменитости (с просьбами такого рода Санжарь без обиняков обращалась к Леониду Андрееву, Блоку, Горькому, Вячеславу Иванову и многим другим). После революции Санжарь в очередной раз резко изменила манеру, облик и тон: «Детеныш столяра и кухарки», — писала она о себе Серафимовичу во второй половине 1920-х годов. Даже почерк ее, некогда близкий к каллиграфическому, в это время совершенно огрубел, а буквы увеличились в размере раза в два или три.

Н. Д. Санжарь родилась в сентябре 1875 г. в Новочеркасске. С 11 лет она сама зарабатывала себе на хлеб. В начале 1900-х годов Санжарь переехала в Петербург, где стала печататься, преимущественно в детских журналах. Ее автобиографическая повесть «Записки Анны» (1909) обратила на себя внимание критики; в частности, на нее откликнулся Блок. Во многом смысл повести — в пересмотре общепринятых взглядов на половой вопрос: автор призывает отказаться от половой жизни ради напряженной внутренней работы по созиданию одухотворенной гармоничной личности. Героиня повести Анна среди окружающих ее «выродков» не может найти мужчину, который был бы ее достоин. Вообще воинствующее мужененавистничество, отрицание какого бы то ни было превосходства «сильного пола» над «слабым», неприятие брака, стремление к половому самоудовлетворению и тому подобные воззрения заставляют расценивать Санжарь как на своего рода провозвестницу современного феминистического движения.

Почти все ее произведения выраженно автобиографичны. По-видимому, Санжарь была способна описывать лишь собственные переживания — во всяком случае, она не раз заявляла, что ее произведения — не литература, а жизненный документ, а она сама — лучшее художественное произведение. Ее сочинениям и письмам в равной мере свойственны дидактичность, напыщенность, экзальтированность, представление о человеке как о механизме, способном к самосовершенствованию и саморегулированию, а главное, навязчивый мотив отказа от половой жизни во имя победы «человека над зверем». Писательницей был задуман цикл книг о воспитании под общим названием «Челвед» (то есть человековедение): в качестве образца для подражания Санжарь предлагала себя.

Представление о перевоспитуемости человека, равно как и ненависть к интеллигенции и культуре сближали Санжарь с коммунистами. В 1920 г. в Киеве она вступила в ВКП(б) и вскоре переехала в Москву, где руководила работой ЛИТО вместе с Брюсовым, а затем с Серафимовичем. В 1922 г., оскорбившись тем, что соратники не желают воспринимать всерьез ее теории и печатать ее книги, Санжарь отказалась от партбилета. Во второй половине 1920-х годов она публиковалась под псевдонимами Мих. Авилов и Н. Брилиант. Санжарь считала, что оказалась в опале из-за своей честности, принципиальности и неподкупности. Умерла она от рака груди в марте 1933 г.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...