| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 4 (1997)  
   
english
 
 
 

Б. И. ЯРХО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧИ В ПЯТИАКТНОЙ ТРАГЕДИИ
(К вопросу о классицизме и романтизме)

Подготовка текста, публикация и примечания М. В. Акимовой
Предисловие М. И. Шапира

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Сверхзадачей научной деятельности Бориса Исааковича Ярхо (1889—1942), одного из крупнейших филологов ХХ в., было превращение литературоведения в «нормальную» науку, по уровню точности и доказательности не уступающую наукам естественным. В этой широкомасштабной теоретико-методологической программе видная роль была отведена публикуемому труду — единственному завершенному монографическому исследованию Ярхо, посвященному проблемам «диахронического синтеза». Устанавливая закономерности эволюции драматических форм в ХVII—ХIХ вв. , ученый впервые сделал попытку построить типологию литературных направлений с помощью количественных методов. Он выделил четыре стилевых периода (ранний и поздний классицизм, ранний и поздний романтизм) и в пятиактных трагедиях каждого из этих направлений определил следующие параметры: 1) количество говорящих персонажей в явлении, 2) среднее отклонение от среднего количества говорящих персонажей, 3) количество явлений в пьесе (мера подвижности действия) и 4) количество действующих лиц.

От античной трагедии классики второй половины XVII в. отличаются увеличением доли дилогов и расширением диапазона говорящих персонажей с 4 до 5. У поздних классиков этот диапазон увеличивается еще на шаг, а доля дилогов, наоборот, уменьшается. Всем классикам свойственно преобладание дилога над другими видами явлений вместе взятыми, а также незначительное среднее отклонение и малая подвижность действия. В раннем романтизме число говорящих становится потенциально неограниченным; подвижность действия повышается в 2,5 раза, а количество действующих лиц — в 3 раза. В трагедиях умеренных романтиков диапазон говорящих и среднее отклонение вновь несколько сокращаются.

Все обнаруженные закономерности рассматриваются Ярхо как частные случаи общих мировых законов, и главный из них — это «закон волн», проявляющийся в волнообразном развитии литературных форм.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...