| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 5 (1998)  
   
english
 
 
 

Е. А. КРАСНОПЕВЦЕВ

ФОНИКА И СЕМАНТИКА ГОМЕРОВСКОГО ГЕКСАМЕТРА
(триадическая структура мира)

 
 
 



 

Резюме

В работе устанавливаются некоторые семантические характеристики триподий древнегреческого эпического гексаметра. В первых трех стопах чаще встречаются слова, связанные с идеями членораздельной речи, знаковости, дискретности, а также числительные, личные местоимения, артикли и частицы. В последних трех стопах, напротив, чаще встречаются слова, обозначающие непрерывный поток звучания; связь, сцепление; близкое человеку; имена богов и понятия, принадлежащие к божественному миру. Полустишия также противопоставлены по категориям правого и левого, прямого и изогнутого, недавнего и древнего. Помимо этого, у стоп каждой триподии удалось обнаружить семантический ореол, соотнесенный с пространственным положением на вертикали: триада «небо — человек — земля» во многих архаических культурах выступает как универсальная классификационная система. Результаты исследования заставляют думать, что три стопы полустишия символизируют три уровня архаического космоса в последовательности «сверху вниз».

С другой стороны, в процесс пространственного перемещения вовлекается язык как орган речи. Фоника первого полустишия организована прежде всего с помощью начальных согласных: на I стопе увеличивается доля слов с начальным дентальным согласным, на II — с начальным лабиальным, на III — с начальным велярным. Фоника второй триады организована прежде всего с помощью гласных: на IV стопе увеличивается содержание гласных переднего ряда (η, ι), на V — гласных среднего ряда (α), на VI — гласных заднего ряда (ο, ω). Таким образом, согласные первого полустишия противостоят гласным второго как дискретные звуки — непрерывным (при этом формальное различие двух триподий полностью отвечает их семантике). Обнаруженный «механизм стиха» заставляет по-новому оценить роль гексаметра в древней поэтической традиции. Ее носителями были аэды, способные вдохновляться священной истиной и выражать ее речью, метр которой в какой-то мере отображал структуру духовного пространства: благодаря своему духовному зрению эпический певец, как сказано в «Илиаде» и в «Одиссее», минувшее знал и грядущее видел (Il. 18. 250; Od. 24. 452).

 



Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...