| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 5 (1998)  
   
english
 
 
 

Юсуке САТО, В. В. СОРОКИНА

«МАЛЕНЬКИЙ МУЖИК С ВЗЪЕРОШЕННОЮ БОРОДОЙ»
(Об одном символическом образе в «Анне Карениной»)

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Один из важнейших символов в романе Толстого «Анна Каренина» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой, который появляется в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до ее знакомства с Вронским, перед родами и (трижды) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам во сне. Присмотревшись, нетрудно заметить, что этот загадочный, долгое время остававшийся недопонятым образ соединяет в себе все характерные черты фольклорно-мифологического «кузнеца» (Гефеста), который обладает уродливой внешностью и работает с огнем и железом.

Мотив железа в романе служит связующим звеном между двумя символическими образами — мужиком и железной дорогой. Последняя является синонимом прогресса и европейской цивилизации, увлекающей Россию по ложному, с точки зрения Толстого, пути. За «мужичком»-кузнецом, как и за «железной дорогой», встает зловещий образ ferreae saeculae — «железного» XIX века. Хотя прямо в тексте этот образ не явлен, его присутствие угадывается благодаря многочисленным и многозначительным мотивным перекличкам, проанализированным в настоящей статье.

Ассоциативные связи между образами, звуковые метафоры, элементы «неомифологизма» и импрессионистической «поэтики недосказанности», органично вплетенные в ткань реалистического повествования, позволяют считать роман Толстого одним из провозвестников новых веяний в русском искусстве на рубеже XIX и XX столетий.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...