| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 5 (1998)  
   
english
 
 
 

В. В. СПЕРАНТОВ

ПОЭТИКА РЕМАРКИ
В РУССКОЙ ТРАГЕДИИ XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА
(К типологии литературных направлений)

 
 
 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

 

Резюме

Работа, предлагаемая вниманию читателей, — это фрагмент большого исследования, касающийся вопроса о связи между литературными направлениями и структурными особенностями ремарки в русской стихотворной трагедии 1747—1822 гг. Привлекаемый материал отличается почти исчерпывающей полнотой: в работе охвачены 70 произведений, принадлежащие 30 авторам (от Сумарокова и Ломоносова до Павла Катенина и Якова Ростовцова). Кроме того, учитываются пять пародий: четыре обсценных («Ебихуд», «Дурносов и Фарнос», «Пиздрона», «Васта») и «шутотрагедия» Ивана Крылова «Трумф» (или «Подщипа»). Обращение к текстам непристойных трагифарсов может способствовать изучению драматических ремарок высокой словесности: при пародировании, как правило, сохранялись наиболее яркие приметы жанра и стиля.

Трагедии сравниваются по пяти признакам, так или иначе характеризующим употребление ремарок: это 1) плотность ремарок, 2) их средняя длина; 3) частота появления ремарок внутри стихотворной строки, 4) лексическое разнообразие и 5) доля характерологических ремарок. Оказывается, что четыре признака из пяти (все кроме предпоследнего) более или менее тесно связаны. Наименьшие показатели обнаруживают трагедии, последовательно выдерживающие нормы классицизма; наоборот, наибольшими показателями обладают те произведения, которые от этих норм удаляются дальше всего. Предлагаемый в работе способ измерения степени «классичности» позволил более или менее «органично» разделить произведения на четыре группы: авторы первой из них условно могут быть названы «строгими классиками», авторы второй — «нестрогими классиками», авторы третьей — «сентименталистами» и авторы четвертой — «преромантиками». В статье описывается своеобразие ремарок в пьесах каждой группы и устанавливаются некоторые закономерности эволюции русской трагедии XVIII — начала XIX в.

 


Полный текст (HTML) Полный текст (PDF)

Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...