| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 5 (1998)  
   
english
 
 
 

А. И. ЗАЙЦЕВ

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Е. А. КРАСНОПЕВЦЕВА О ФОНИКЕ И СЕМАНТИКЕ ЭПИЧЕСКОГО ГЕКСАМЕТРА

 
 
 



 

Резюме

Статья Е. А. Краснопевцева опирается на интересные статистические подсчеты, касающиеся распределения различных фонем, словесных ударений и слов разной семантики внутри гомеровского гексаметра. Однако предложенные объяснения кажутся нам неубедительными.

Исследователь рассматривает две половины гексаметра как семантически самостоятельные части, которые соответствуют более позднему и более раннему периодам культурного развития. Но характер распределения понятий по триподиям плохо увязывается с этой схемой. Так, во втором полустишии концентрируются имена греческих богов и героев, имеющие сравнительно позднее происхождение. Нельзя считать, что они фиксируют более ранний тип культуры, чем тяготеющие к первой триподии числительные и личные местоимения, унаследованные из праиндоевропейского.

По мнению Е. А. Краснопевцева, дентальные согласные связаны с «верхним» миром, лабиальные — со «средним», а велярные — с «нижним», причем корни этого звукосимволизма возводятся к глубочайшей древности. В действительности у нас нет оснований утверждать, что индоевропейцы воспринимали мир как трехуровневый. Кроме того, в микенскую эпоху, когда складывался героический фольклор, послуживший источником гомеровских поэм, имели место не три, а четыре ряда смычных: губные, переднеязычные, заднеязычные и лабиовелярные. Как связать эти четыре ряда с тремя мирами?

Е. А. Краснопевцев постулирует связь передних гласных (η, ι) с «верхней» областью универсума. Между тем в большинстве своем звуки «η» гомеровского текста стали передними гласными незадолго до создания «Илиады» и «Одиссеи» или даже после того, как эти поэмы окончательно оформились. Таким образом, фонологические подсчеты автора статьи отражают не ту эпоху, закономерности поэтического творчества которой он пытается обнаружить.

Многие исследователи, рисуя яркие картины древней религиозной жизни, движимы понятным разочарованием формами нынешнего существования человечества. Однако эти психологические механизмы не помогут нам выяснить, как же все обстояло на самом деле.

 



Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...