| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 7 (2001/2002)  
   
english
 
 
 

М. В. АКИМОВА

Б. И. ЯРХО В ПОЛЕМИКЕ С ТЫНЯНОВСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ СТИХОТВОРНОГО ЯЗЫКА

 
 
 



 

Резюме

15 октября 1926 г. в Государственной академии художественных наук (ГАХН) состоялась дискуссия о стихе и прозе. Основным докладчиком был Б. И. Ярхо. Ни опубликованный отчет, ни рукописный протокол заседания не содержат прямых указаний на то, что докладчик последовательно оспаривал тыняновскую «Проблему стихотворного языка» (1924). Однако об этом говорят архивные источники: черновик тезисов гахновского доклада, планы статей Ярхо, написанных в это же время, и подготовительные материалы к лекциям по стиховедению, которые ученый читал в 1926—1928 гг.

Взгляды Ярхо были во многом противоположны тыняновским. Ученый был уверен в том, что «никакого особого стихотворного языка нет». По мнению Ярхо, все примеры Тынянова, призванные иллюстрировать зависимость поэтической семантики от положения слова в стихотворной конструкции, были совершенно несостоятельны: они либо не имели никакого отношения к делу, либо иллюстрировали общеязыковые явления, равно возможные в стихе и прозе.

Тыняновское разграничение этих форм речи с опорой на стиховую графику вызвало у Ярхо еще больший протест. Отчасти основываясь на работах Ф. Зарана, Ярхо соглашался с Б. В. Томашевским в том, что стих является не зрительной, а звуковой формой и что его, стало быть, отличает от прозы не графика, а регулярный повтор фонетических элементов (ритм), а также паузы на конце ритмических групп. Если для Тынянова enjambement — это сильное средство, дающее почувствовать самую суть стихотворной речи, то для Ярхо стих, состоящий из сплошных переносов, — это уже и не стих.

В связи с дискуссией в ГАХН Ярхо задумал ряд исследований на тему «звук и смысл». Так (отчасти благодаря полемике с Тыняновым) были предприняты первые серьезные попытки формализации фоносемантических соответствий: Ярхо удалось найти способ математического выражения корреляций между стилистикой и грамматикой, строфикой и семантикой, синтаксисом и стихотворным ритмом.

 



Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...