| Главная страница | Содержание |   Philologica   | Рубрики | Авторы | Personalia |
  Philologica 7 (2001/2002)  
   
english
 
 
 

И. Ю. СВЕТЛИКОВА

«ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ» ОСИПА БРИКА
(Об истоках идеологии раннего формализма)

 
 
 



 

Резюме

Классическая статья Б. М. Эйхенбаума «Как сделана „Шинель“ Гоголя» (1919), во многом определившая идеологию русского формализма, выросла вовсе не из непосредственных наблюдений исследователя над текстом. Чтобы объяснить происхождение главного тезиса — о том, что гоголевская повесть рождается не из идеи или сюжета, но из каламбура, из игры слов, — необходимо обратиться к исследованию звуковых повторов, которое двумя годами ранее опубликовал О. М. Брик. Эйхенбаум распространяет на прозу положение, которое Брик сформулировал для поэзии: «<...> элементы образного и звукового творчества существуют одновременно; а каждое отдельное произведение — равнодействующая этих двух разнородных поэтических устремлений».

На один из важнейших источников этой концепции указывает сам Брик, который (вслед за Александром Веселовским) цитирует Шарля Робера Рише (1850—1935): «Если бы поэты были откровенны, они признались бы, что рифма не только не мешает их творчеству, но, напротив, вызывала их стихотворения, являясь скорее опорой, чем помехой. Если бы мне дозволено было так выразиться, я сказал бы, что ум работает каламбурами, а память — искусство творить каламбуры, которые и приводят, в заключении к искомой идее». Рише был поэтом, драматургом, историком, но в первую очередь — физиологом. Он интересовался модной тогда проблемой психофизического автоматизма. Одним из примеров такого автоматизма могло служить мышление поэта, опирающегося не на идеи, а на каламбуры.

Еще один важный источник формалистической доктрины — «Маленький трактат о французской поэзии» Теодора де Банвиля, идеи которого подробно пересказывает Жан-Мари Гюйо в «Задачах современной эстетики» (между прочим, на русский перевод этой книги ссылался Виктор Шкловский). Банвиль на разные лады повторяет, что «у поэта нет мыслей в мозгу, а просто созвучия, рифмы, каламбуры; эти каламбуры осаждают его и наводят на мысли или нечто подобное мыслям» (Гюйо).

 



Philologica

 
english
 
 
 
|| Главная страница || Содержание | Рубрики | Авторы | Personalia || Книги || О редакторах | Отзывы | Новости ||
Оформление © студия Zina deZign 2000 © Philologica Publications 1994-2017
Загрузка...