23. Е. В. и О. М. САЛТЫКОВЫМ

15 июля 1850. Вятка

Вятка. 15 июля.

Любезные родители.

Сейчас получил я письмо Ваше от 6 июля;] нечего и уверять Вас, в какой степени я благодарен Вам за участие Ваше в моем несчастном положении. Впрочем, я не в такой степени поражен им, как бы это можно предполагать, потому что у меня в Вятке есть уже некоторые интересы, о которых Вы, впрочем, уже знаете, а именно ожидаемое мною разрешение на представление меня в советники. Если и тут не будет успеха, тогда действительно мне уж очень будет грустно. А у меня есть некоторые причины сомневаться в успехе этого представления, потому что в Петербурге, за отсутствием брата, едва ли будет кому похлопотать об этом деле, хотя я писал некоторым моим знакомым.

Из письма Вашего, милая маменька, я вижу, что Вы в сентябре собираетесь в Петербург; если Вы думаете вновь утруждать государя просьбою обо мне, то я полагаю, что это всего удобнее было бы сделать в ноябре2 и не через Комиссию прошений, а просто подать записку военному министру или графу Орлову. Если бы Вам угодно было согласиться на мое предположение, то я прислал бы к Вам и проект записки; если бы Вы подали записку военному министру, то я бы вместе с тем написал к некоторым лицам, которые меня знают и могут иметь в этом деле влияние, чтобы они похлопотали; так, напр., барону Вревскому, Суковкину, Пейкеру и т. д.3 Я думаю, что через военного министра действовать лучше, потому что по его докладу я и послан; 4 если же кн. Чернышев откажется, то можно будет ходатайствовать через гр. Орлова или через министра внутр<енних> дел, но, во всяком случае, не через Комиссию прошений, которая не ходатайствует, а просто докладывает о поступающих просьбах.

Если письмо это еще застанет у Вас брата Митю и сестрицу Адель, то, пожалуйста, передайте им обоим мой искренний братский поцелуй, равно как и маленькому Мише. Я столько наделал брату хлопот в течение этих двух лет, что мне крайне перед ним совестно. Прошу Вас поцеловать также брата Николю, если он в деревне.

Я был почти уверен, что буду с вами и 8-е и 11-е июля5, а вышло иначе; я даже начал было все устроивать к отъезду; мне казалось, что два года изгнания более чем достаточно. Кто знает, может быть, и еще два года пройдет, и я все буду в Вятке.

55

Прощайте, любезные родители, прошу Вашего благословения и, целуя Ваши ручки, остаюсь навсегда покорным и любящим сыном Вашим

Михаил Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 23. Е. В. и О. М. Салтыковым. 15 июля 1850. Вятка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 55—56.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.