63. Д. Е. САЛТЫКОВУ

28 июля 1852. Вятка

Вятка. 28 июля.

Давно уже, любезный друг и брат, не писал я к тебе, да и от тебя, впрочем, не получаю никакой вести. Все это время почти (с июня м-ца) я был в разъездах по губернии, исполняя известное тебе поручение, возложенное на меня министром 1. Маменька, кажется, очень рассердилась на меня за письмо, которое ей неожиданно попалось в руки, и так как я действительно был неправ против нее, то и сознал себя виновным. Впрочем, надо сказать и то, что личного моего недоверия к ней я не имел и не имею, а опасался только за Сережу. Бог даст, все это устроится к наилучшему концу, и я безгранично рад, что в семье нашей водворяется мир и согласие. Что сказать тебе хорошего о себе? Живу я по-прежнему очень-очень скучно, тем более что мне общество здешнее до крайности надоело, и я большую половину моего знакомства совершенно оставил. Живут здесь люди одними баснями да сплетнями, от которых порядочному человеку поистине тошно делается. У нас есть от вашего министерства ревизор, который порядочной-таки кутерьмы наделал 2. Управляющий палатой 3 уж уехал от него в Петербург, а прочие обильные потоки слез проливают. Впрочем, надо сказать, что ревизор производит неслыханные вещи: говорит в глаза чиновникам, что они мерзавцы и взяточники, и говорит это при всех в самой палате. Чудеса да и только! Дал палате предложение об одном волостном голове; просит: а) о поступках его произвесть следствие; б) предать его суду и в) созвать волостной сход и при сходе сорвать с него галуны и снять кафтан. Каков сумбур! И следствие-то произвесть, и судить, и наказать — все разом. К сожалению, между действительными канальями есть и действительно порядочные люди, которые могут пострадать от взбалмошности и

118

раздражительности г. Брилевича. Между прочим, ежели ты все еще продолжаешь служить в Лесном департаменте, то нельзя ли помочь глазовскому лесничему Сущинскому, на которого Брилевич поднял гонение за дела давно минувшие не взяточнические, но состоящие в несоблюдении военной дисциплины. Слова нет, что Сущинский виноват, но уж если его гнать, то прочих остается только вешать, ибо, конечно, это один из немногих честных чиновников здешнего управления Гос. Им<уществ>, не говоря уже об лесничих.

Пожалуйста, поцелуй от меня добрую сестрицу Адель и попроси не забывать меня. Детей я также от души и крепко целую.

Прощай, любезный друг и брат; желаю тебе быть здоровым и прошу не забывать искренно тебе преданного

М. Салтыкова.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 63. Д. Е. Салтыкову. 28 июля 1852. Вятка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 118—119.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.