89. Д. Е. САЛТЫКОВУ

13 октября 1855. Вятка

Вятка. 13 октября.

Кажется, я писал к тебе, любезный друг и брат, что в Вятку, по поводу ополчения, прибыл генерал-адъютант Ланской, двоюродный брат нашего нынешнего министра. Он принял живейшее участие в моем положении и с нынешнею почтою послал к министру официальное письмо, в котором, отзываясь обо мне с лучшей стороны, просит исходатайствовать мне всемилостивейшее прощение. Кроме этого официального

161

документа, генерал был так добр, что еще частным письмом просит министра о том же 1. Меня частным образом известили, что дело мое в департаменте полиции остается не доложенным по случаю перемены министра. Настоящее ходатайство Ланского может подвинуть это. Ланской просит о причислении меня к министерству или, если это невозможно, о переводе в другую губернию на должность советника. Первое отчасти зависит от Гвоздева; так как мне известно, что Михаил Николаевич 2 знаком с ним, то нельзя ли попросить его принять в этом деле участие. Я полагаю, что при содействии Гвоздева это дело могло бы уладиться, а для меня это было бы чрезвычайно важно, потому что тогда я мог бы иметь надежду получить со временем место вице-губернатора, потому что я, с моими средствами, не имею никакой возможности жить в Петербурге с женою. Я просил сына нашего вице-губернатора Батурина побывать у тебя. Был ли он, я не знаю, но, во всяком случае, его теперь уж нет в Петербурге.

Я от маменьки с 1-го августа по сие время получил только два письма; вообще она сделалась крайне холодна ко мне, и ты можешь себе представить, что при предстоящей мне семейной жизни обстоятельство это вовсе не ободрительно. Очевидно, что ей не нравится моя женитьба. Иногда мне это так тяжело и горько, что вообразить нельзя. Кажется, жизнь для меня приготовила не много сладкого; лучшие годы проведены в Вятке, а будущее, быть может, еще более хранит горьких сюрпризов. Я было надеялся, что моя невеста из Москвы проедет с матерью в Петербург; она даже писала мне об этом, но, кажется, обстоятельства изменились, и они снова теперь в Владимире. Это меня очень раздосадовало; по крайней мере, она познакомилась бы с твоим семейством, да и вы бы узнали покороче мою девочку. Вообще, я страдаю такой несносной тоской, что уж потерял надежду на лучшее будущее. Лучше было бы, если бы мне умереть, а то все желаешь чего-то хорошего и ничего не получаешь, кроме страданий.

Прошу тебя передать мой братский поцелуй доброй сестрице и засвидетельствовать мое почтение Каролине Петровне и Алине Яковлевне. Детей всех поголовно люблю и целую. Соименника своего поздравляю с будущими именинами, а вас всех с милым именинником.

Прощай, любезный друг и брат, желаю тебе всего лучшего и прошу не забывать искренно тебя любящего

М. Салтыкова.

162

М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 89. Д. Е. Салтыкову. 13 октября 1855. Вятка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 161—162.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.