1860

132. П. В. АННЕНКОВУ

16 января 1860. Рязань

Рязань. 16 января.

А меня, конечно, еще более обрадовало Ваше письмо, милый и добрейший Павел Васильевич, и я, право, не знаю, как и благодарить Вас 1. Я в начале марта буду в Петербурге, с тем чтобы не возвращаться в Рязань, хотя бы, для достижения этого, нужно мне было подать в отставку 2. Вот когда я буду совершенно свободен от служебных отношений, когда не будет беспрестанно подниматься во мне вся желчь, тогда увидим, способен ли я сделать фигурный пирог. А теперь и некогда, и нет охоты. Пора мне расстаться с добрыми малыми провинции, которые на языке порядочных людей называются бездельниками и мерзавцами.

Может ли быть пропущен «Съезд», посланный мною к Дружинину? Он ничего мне не пишет, хотя я покорнейше просил его уведомить меня. Относительно «Скрежета» позвольте мне одну просьбу. Может быть, цензура затруднится пропустить его, имея в виду «Сон», который, в сущности, и заключает в себе всю мысль этой статьи. В таком случае можно было бы сон выпустить, но таким образом, чтобы читатель догадывался, что есть нечто. А именно, я полагал бы заключить статью так:

СОН

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

и больше ничего. Это единственная уступка, которую я могу сделать, а иначе статья утратит весь свой запах 3. Желал бы я также, чтоб обе статьи шли в мартовских или в апрельских книжках 4. Я буду в Петербурге и лично просмотрю цензорские корректуры. Право, мне совестно утруждать Вас, но решительно не знаю, к кому обратиться.

223

Правда ли, что Мельникова не допустили даже баллотироваться в члены Общества всп<омоществования> б<едным> литераторам? и что Тургенев по этому случаю держал речь 5, в которой публично заявил некоторые не совсем опрятные факты из жизни этого Robert-Macaire’a 6. Если это правда, то мне все-таки жаль Мельникова, потому что если он и подлец, то подлец не злостный, а по приказанью.

До свиданья; напишите мне, будете ли Вы еще в марте в Петербурге; я питаю сладкую надежду Вас видеть, потому что не забыл, что 15 марта обед в Англ<ийском> клубе 7. Я же, во всяком случае, останусь в Петербурге не больше недели, потому что, что бы ни случилось, я все-таки хоть на время, для окончательного устройства своих дел, должен буду уехать 8.

Весь Ваш
М. Салтыков.

Недавно я получил из Москвы письмо, что там какой-то аферист сватался и даже употребил девицу под моим именем, как вдруг явился обличитель, который доказал, как дважды два, что сей < — — — > совсем не тот.

На конверте: Его высокоблагородию Павлу Васильевичу Анненкову. В С. Петербурге, в Демидовском переулке, в доме Висконти. Помета Анненкова карандашом: Салтыков 1860. Почтовые штемпеля: <Рязань>. Отправлено <1860>. Генв. 16 и С. Петербург 19 янв. 1860. 2 час.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 132. П. В. Анненкову. 16 января 1860. Рязань // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 223—224.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.