299. А. Ф. КАБЛУКОВУ

27 января 1871. Петербург

Многоуважаемый Алексей Федорович. Известие об отказе Корочкина о заключении условия очень неприятно на меня подействовало, тем более что, вероятно, Корочкин и теперь еще пользуется мельницей, то есть именно в ту самую пору, когда содержание ее особенно выгодно. Я, право, и сам не знаю, как поступить в этом деле, тем более что отлучиться мне из Петербурга нельзя, да вряд ли к чему-нибудь и поведет эта отлучка. На всякий случай прошу Вас объявить Корочкину, что я согласен на употребление леса 7 аршин длиной и 4½ вершка толщиной; а также на уплату, в случае сгорения мельницы, той части, которая определена § 15. Но на исключение неустойки не согласен, так как это будет уже не контракт, а шутка, и ежели они не соглашаются на неустойку, то это означает, что они заранее предположили не исполнить контракта. Ежели они не согласны будут заключить на этих условиях контракт на 10 лет, то я, конечно, был бы согласен, чтобы они держали мельницу хотя в 1871 году, но только недоумеваю, каким же образом они заплатят аренду за два года. Если все это не удастся, то не признаете ли Вы удобным принять от него мельницу по описи и при свидетелях и поставить от себя мельника, а маслобойщика нанимать в случае надобности. Можно было бы приусловить Кучука. Надзор Вы можете иметь по мере возможности, поручив присматривать, например, дьячку, которому можно давать за это умеренное вознаграждение. По крайней мере, в этом случае мельница хоть что-нибудь принесет, да и во время половодья будет кому за ней присмотреть. Но ежели уж Корочкины откажутся от всяких соглашений, то следует аренду за 1870 год с них взыскать через мирового судью, не надеясь на их обещания, а также взыскать и все то, что при сдаче не окажется, как, например, за жернов, который теперь никуда не годится. Во всяком случае, я просил бы Вас до лета как-нибудь обойтись, а всего лучше было бы без Корочкиных, потому что эти люди положительно нам вредят своими обещаниями и обманами.

Будьте так добры, уведомьте меня, на что Вы решитесь.

Условие с Кузнецом заключено совершенно правильно.

Не найдется ли кто-нибудь желающий взять мельницу хотя бы со льготой, но только под условием прочной постройки. Сами согласитесь, что это за бревна в 1 аршин длины и 4 вершка ширины. На всякий случай прилагаю при сем письмо к нотариусу Шубинскому 1, которое прошу Вас, прочитав, запечатать и отдать ему. Я прошу посодействовать Вам в

63

приискании съемщика. Может быть, он и поможет. А от Михаилы Иванова я истинно желаю отделаться, хотя и предоставляю Вам условиться с ним на тех основаниях, какие изложены выше. Это мошенник, который только за душу тянет.

Прошу Вас засвидетельствовать почтение от меня и от жены Марии Ивановне и всем Вашим.

Преданный Вам
М. Салтыков.

27 января
С. П. б.

Только с Шубинским будьте осторожны; он малый не промах. О последствиях меня уведомьте.

Чтобы лучше успеть у Шубинского, побывайте у моего брата, Сергея Евграфовича, живущего в Москве, на Тверской, в Дехтярном переулке, дом Бурцевой. Он Вас и познакомит с Шубинским.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 299. А. Ф. Каблукову. 27 января 1871. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 63—64.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.