441. Н. А. НЕКРАСОВУ

29 октября / 10 ноября 1875. Ницца

Ницца. 10 ноября.

Вместе с сим, в двух пакетах, посылаю в контору новый рассказ «Непочтительный Коронат» 1. Полагаю, что он придет к Вам, многоуважаемый Николай Алексеевич, около 5-го ноября ст. ст. и даже раньше. Ежели вопрос об «Экскурсиях» еще не разрешен, то поместите новый рассказ в ноябрьской книжке; ежели же в этой книжке будут помещены «Экскурсии», то новый рассказ отложите до декабря2. У меня уже около ⅓ написано нового рассказа «Наследство», тоже принадлежащего к серии «Благонам<еренных> речей» — я

222

пришлю его Вам, вероятно, к 1-му декабря ст. ст. 3. В таком случае, поместите его вместе с прилагаемым рассказом в декабрьской книжке (опять-таки, в случае, ежели в ноябре будут напечатаны «Экскурсии»). Я желаю в этом году покончить с «Благонамеренными речами» и с 1876 года начать новое 4. Так как в голове у меня кой-что уж бродит, то думаю, что к 1-му января Вы будете иметь оригинал 5. Извините, что, может быть, уж даже завалил Вас писаниями: нужно мне, ибо, как человек предусмотрительный, я все тревожусь, что денег недостанет. А хочется в апреле опять побывать в Париже.

Вещь, которую я полагаю начать с будущего года, должна иметь юмористический характер. Увидим, оставила ли во мне болезнь столько юмору, чтобы наполнить около 15 листов.

Получил на днях письмо от Анненкова; 6 пишет, нельзя ли выслать ему «Отеч<ественные> записки» с августа и до конца года, а с будущего года — дескать, сам выпишу. Кажется, я давно Вам писал об этом — нельзя ли его удовлетворить. Он, по-видимому, желает за мной последить, а в Бадене никто «Отечеств<енных> записок» не получает. Это и неудивительно, потому что там живет русская интеллигенция.

Еще пишет Анненков: проезжая через Петербург, был он в Вашей квартире и в передней застал только «громадного кучера», который и сказал, что вы в Чудове. По соглашению с Вами, Анненков просил дать Вам знать, что он желал бы Вас видеть, но кучер ответил: я с ним в переписке не состою. Так он и не видел Вас.

В Ницце я живу еще больше взаперти, нежели в Бадене: ни одного вечера из дома не выходил. Скучновато, но климат хороший. С 9 часов утра до 4-х часов вечера солнце жарит, а ночи до сих пор теплые. Сегодня в полдень в Villefranche ездил — удивительные виды. Все берегом моря; с одной стороны вода без конца, местами голубая, местами зеленая, а с другой — высочайшие горы. И везде виллы, в коих сукины дети живут. Это беспредельное блаженство сукиных детей, их роскошь, экипажи, платья дам — ужасно много портят крови. И все эти хлыщи здесь как дома, я один как-то особняком. Не умею я сближаться, хотя многие здесь меня спрашивают, просят «показать». Конечно, это тем и кончится, что «посмотрят», но вряд ли кому охота со мной знакомиться. Даже хозяйка говорит: какой вы угрюмый! Пусть так и будет. В мае непременно в Россию приеду. Лучше в Витеневе. Ежели умирать, так там.

Прощайте, будьте здоровы. Пишите, пожалуйста. Да Унковскому скажите, что он совсем меня забыл. Я к нему несколько писем написал, а от него ничего. Поклонитесь

223

А. Н. Еракову. Скажите, что в мае я так его обыграю, что он своих не узнает. Приехал сюда на 22 недели, две прожил, 20 остается.

Весь Ваш
М. Салтыков.

Боборыкина повесть — черт знает что такое! 7 Нынче литераторы словно здравого смысла лишились.

Здешний книгопродавец Висконти сказывал мне, что он адресовал в контору «Голоса», чтоб ему выслали последние №№ «Отеч<ественные> зап<иски>» за этот год и подписались бы на будущий год. Будто бы и деньги послал, но ничего не получил. Справьтесь, пожалуйста. «Вестник Европы» везде есть, а нашего журнала нет как нет.

Одна знакомая пишет из Парижа, что Курочкин переехал на новую квартиру rue de l’Echiquier, 51. Для Вас не бесполезно знать.

В газете «Rappel» 8 печатается новый роман Шатриана «История одного консерватора». Покамест только 3 фельетона вышло, страниц около 6 «Отеч<ественных> записок». Хорош ли — до сих пор судить еще не могу, но фигура консерватора мне понравилась. Длинен ли будет — тоже не знаю. Не хотите ли, чтоб я выреза́л фельетоны и посылал Вам, коль скоро накопится листа на 2 или на 3. Ответьте. Я хотел было Плещееву послать — он все работы жаждет; впрочем, как знаете. Во всяком случае, ответьте 9.

Луи Блан пишет Историю салонов XVIII века 10. Как выйдет, пришлю Вам: можно будет воспользоваться.

Виктор Гюго написал: «20 лет изгнания» 11. Я читал вступление (очень обширное): рядом с прелестными вещами пропасть пустяков. Да и в цензурном смысле неудобно.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 441. Н. А. Некрасову. 29 октября / 10 ноября 1875. Ницца // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 222—224.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.