468. А. С. СУВОРИНУ

26 февраля / 9 марта 1876. Ницца

Ницца. 9 марта.

В ответ на письмо Ваше, милейший Алексей Сергеевич 1, хотел послать Вам предику на текст «Печешися, Марфо, о мнозем» 2, но не до того. Здоровье мое вот в каком положении: с утра сижу на одном месте и кашляю. Так кашляю, что дом трехэтажный дрожит, соседи прибегают узнать, что случилось (подлинно верно). Сижу, рот открыт, внутри пусто, сердце черт знает что проделывает, виски щелкают. Вот уж 6 дней так. Ослаб до того, что выходить не могу. Бедра от кашля болят, вся полость живота точно обручем сжата. А на дворе июньский жар. Все шло изрядно, только вздумалось сукину сыну Ребергу ваннами морскими меня попотчевать — через три ванны вот как отделал. Всем на диво, как я жив. Да я и умру — это верно. Боюсь одного — до России не доеду и семейства не пристрою. Не ищите климата, а ищите доктора. Эти Боткинские приживальцы — самая опасная вещь. Да и вообще здесь, в Ницце, все эмпирика. Зачем меня сюда послали — бог весть. Клянусь, никогда ничего подобного со мной не было.

Насчет участия в «Новом времени» я писал уже Лихачеву. Очень рад, только определить степень этого участия могу не иначе, как по соглашению с редакцией «Отечественных записок». Я нравственно обязан отдавать туда все свои силы, каких уже не много 3. Вы пишете об юморе, а юмора теперь у меня до того мало, что я должен на время отказаться от «Культурных людей». И то, что напечатано, вышло из рук вон плохо. Настоящей веселости нет. Начало лучше, а с третьей главы меня настигла болезнь, и я уже не знаю, как кончил. Да и не кончил, а просто бросил. Что-то пришлет Вам Тургенев, эта официальная посаженая мать литературно-меняльных превращений 4. Увы! Он, кажется, уж под себя < — — — >, и хотя грозится новым романом, но больше для того, чтобы сделать рекламу сыну Коробочки и Галахова 5. Издайте-ка хрестоматию: отрывки из Краевского, Стасюлевича, Николая Тютчева, Григория Репинского, Баймакова, Виктора Гаевского — расхватают разом. И шельмование будет полное. Можно стихов Розенгейма и Полонского подпустить, да «из Дранмора». Можно даже «Часы» целиком перепечатать и написать: подражание Гришке Данилевскому.

Как начнет выходить «Новое время» под Вашей редакцией — присылайте. Сочтемся после. Я это число запишу

267

в «Русском календаре» 6 так: «Обрезание < — — — > у Алексея менялы». Жаль, что Буяльский умер: он бы Вам обрезал так, что Вы только языком бы щелкнули.

Прощайте, будьте здоровы. Непременно «Новое время» пришлите.

Ваш
М. Салтыков.

Вот ведь никто не оценит прелести таких вещей, как письмо Тредьяковского — Толстого к Губернатису и «объяснение» Ста-сюлевича по этому поводу 7.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 468. А. С. Суворину. 26 февраля / 9 марта 1876. Ницца // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 267—268.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.