475. Н. А. НЕКРАСОВУ

12/24 марта 1876. Ницца

Ницца. 24 марта.

Сегодня послал к Вам телеграмму, многоуважаемый Николай Алексеевич, прося печатать статью с теми изменениями, какие Вы сделали в присланной корректуре 1. Очень неприятно, что я долго засиделся за границей: отсутствующему очень трудно писать статьи по текущим вопросам. Я и теперь думаю, что статья моя уже опоздала и будет трактовать об деле, которое все уже позабыли. Во всяком случае, положение мое не весьма лестное. Работаю с трудом и бог знает, удачно

278

ли, не срамлю ли я себя этою работой и не пора ли на покой. Всем я в тягость, и ближним и дальним; я думаю, Унковскому надоел, как горькая редька, своими делами. В другой раз этого не будет; никогда не уеду за границу; лучше умру, но умру сам.

Здоровье мое как будто получше, но все-таки несравненно хуже против того, как я был в Париже. Лечит меня богобоязненный доктор Чернышев, лечит не лекарствами, а божьею помощью да кислородом. Говорит, что я настолько болен, что так больным и останусь на всю жизнь. Какой могу я быть работник? Думаю, что когда осенью устроюсь в Петербурге, то невдолге и умру. К тому же, преследует меня всюду истинно адская погода. В Бадене был — целое лето дождь лил, сюда приехал — стужа, какой никогда не запомнят. Третьего дня здесь три часа валил мокрый снег хлопьями с дождем. И при всем этом дома отвратительные, всякое слово во всех этажах слышно и целый содом гулящих людей, ходящих по лестнице, как раз подле стены, у которой стоит моя кровать. Я не знаю, как очень богатые люди живут за границей, но даже с средними средствами жить здесь просто невыносимо. Разумеется, иностранцу, обязанному шататься по въезжим домам. Вообще, этот год, проведенный за границей, мне сделал больше вреда, чем пользы, и поселил во мне одно страстное желание: уединения.

Я сегодня послал Унковскому историю о том, как А. Н. Ераков лишил целомудрия дочь нашей хозяйки 2. Но боюсь, что он прочтет А<лександру> Н<иколаевичу>, а тот, пожалуй, обидится. Прочтите это письмо Вы — наверное, улыбнетесь. Там же два письма из Поль де-Коковой переписки 3. Думаю, что Ераков тоже будет смеяться.

Хотел ехать в Париж 1-го апреля, но приходится ждать, потому что, судя по газетам, там такая погода, что просто нельзя жить. Вероятнее всего, что поеду накануне Пасхи, списавшись предварительно о погоде и об квартире. Где живут Курочкин и Шассен? — напишите, пожалуйста. Я все перезабыл. Такая гнусная память сделалась, что через час все забываю.

Поклонитесь от меня Зинаиде Николаевне.

Весь Ваш
М. Салтыков.

Не знаю, пришлю ли что-нибудь к апрельской книжке, но думаю, что пришлю листа на 1½ или меньше 4.

279

М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 475. Н. А. Некрасову. 12/24 марта 1876. Ницца // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1976. Т. 18. Кн. 2. С. 278—279.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.