819. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

10 февраля 1882. Петербург

10 февраля.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Будьте так добры, выдайте Новодворскому 150 рублей; я же с своей стороны такую же сумму передам Гасперу для присоединения к деньгам, каждомесячно откладываемым им из Вашего жалованья. Полагаю, что это Вас не затруднит, а между тем Новодворский просит выслать ему денег, и я вместе с сим пишу ему в этом смысле 1. Я, впрочем, уже писал к Вам, прося, в случае надобности, помочь Новодворскому, но Вы мне ничего не ответили 2. Новодв<орский> тоже не пишет, сколько ему надобно, так что размер суммы я определил сам. Если же Вы почему-нибудь признаете для себя неудобным выдать Новодв<орскому> деньги, то напишите поскорее: мы ему отсюда вышлем, а Вы между тем только обеспечьте в его пансионе, чтоб его не тревожили уплатами до присылки денег. Я сначала обратился было к Литературному фонду за помощью, но получил ответ, что и без того Новодв<орскому> уж дано 585 р. и, стало быть, теперь он может умирать на всей своей воле 3. Но из письма Новодв<орского> видно, что он надеется вынырнуть, и что Якоби будто бы делает ему в этом смысле комплименты.

2-я книжка «Отеч<ественных> зап<исок>» оканчивается печатанием и 13-го в субботу отправится в цензуру. Там есть

89

отличная статья Энгельгардта 4. И Новодворского повесть там же помещена 5.

А у нас в доме семейная радость: Анна Аполлоновна выходит замуж на 43-м годку от рождения 6. Искала — и обрела. Где? В незнаемом городке Каркассоне на юге Франции. Как она туда попала — бог весть; но должно быть оттуда пахло жареным, а быть может и провидение вмешалось. Осень провела в Биарице, и все пела: иде домув муй? 7, потом отправилась в Тулузу, потом в Каркассону, не пробыла там недели и порешила. И сейчас же портрет прислала: стоит старец испитого вида, на шее — старческие складки (у меня еще нет их) и на голове шляпа, для предохранения плеши от непогод. Имущество — чистое сердце; звание — спирит. Впрочем, говорит Анна, вероятно, у нас будет вдвоем до 10 т. фр. дохода, полагая в том числе своих 2 тыс. рублей. Фамилия его — Турнье и предки когда-то были seigneur’ами, так что и теперь ему в Каркассоне «как-то особенно кланяются» (это Анна пишет). Сверх того, имеет знак отличия мужеска пола для ношения в штанах — это я пишу. Теперь выправляют малюткины документы, и это такая возня, что легче было храм Спасителя в Москве построить. А мамаша из Сергача пишет: я думала, что моя цыпка чистая, а она, как и все, к мужчинам ушла. На днях мы ей деньги посылали: представьте курс какой: на 3 месяца 257.

Дела наши идут все прежним порядком, но поговаривают, что будет война с австрияком. Вероятного мало, но ведь в 1876 году казалось маловероятным, а между тем случилось.

Передайте, пожалуйста, от меня и от жены сердечный привет многоуважаемой Екатерине Павловне. Затем, будьте здоровы, и не забывайте искренно Вам преданного

М. Салтыкова.

К 8 февраля было подписчиков 8500, кроме даровых. Февральская книжка поэтому печатается в 101/2 т. экземпл. А материала у нас совсем нет. Вот будет штука, ежели журнал кончит жизнь по недостатку что̀ печатать.

На письме рукою Елисеева: 1882 г. Февраль 10.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 819. Г. З. Елисееву. 10 февраля 1882. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 89—90.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.