865. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

13 ноября 1882. Петербург

П.бург. 13 ноября.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Извините, что совсем забыл ответить Вам насчет Мечникова. Причина этого заключается в болезни, которая ни на минуту не покидает меня и не дает мне ни работать, ни думать.

Мечников Вам известен не меньше, как и мне. Вы, конечно, помните время, когда шкаф в квартире Некрасова ломился под его произведениями, и редакция не знала, куда деваться с ними, ибо произведения эти были однообразны и весьма ординарного качества. Поэтому я полагал бы на будущее время соблюдать относительно его некоторую осторожность, так как он, подобно Боборыкину (которого я, с божьею помощью, совсем устранил), может совсем заполонить журнал. В программе его я усмотрел желательными для «Отеч<ественных> зап<исок>» только статьи об Японии 1. Если бы он прислал их, то можно поместить, не рискуя надоесть читателям. Что касается до статей о Гарибальди, то соглашаться на помещение их, значит, заранее обречь журнал скуке и легкомыслию. Отказаться от них тем более удобно, что он сам сомневается в их цензурности (связь с польским восстанием). Сверх того, мы положительно завалены статьями, которые не знаем, как и куда разместить. Но статьи об Японии могли бы быть любопытны; поэтому ежели Вы можете, то дайте знать Мечникову, чтоб он прислал что у него есть по этому собственно предмету.

У нас все неурядицы. С тех пор как жид Поляков основал свое шпионское общежитие, в университете беспорядки не прекращаются, и дело грозит разрешиться (а отчасти и разрешилось) самым плачевным образом. Имея детей, невозможно без страха взирать на будущее. В обществе появляется столько гнусных элементов, что молодежь положительно опутывается. Ходит циркулярное письмо, приглашающее молодых людей к борьбе 2. Обещается беспечальное житие, помощь и защита. Одним словом, задумана целая система воспитания общества в шпионстве. Можете себе представить, какое выйдет из этого поколение.

147

На днях был такой случай. Адвокат Остряков живет на Выборгской и занимает отдельный дом с мезонином. Вдруг приходит к нему некто и объявляет, что, по надобности особой важности, он поселяется у Острякова в мезонине на время. Остряков протестует, но некто стоит на своем, а полиция, в свою очередь, удостоверяет, что неизвестный его не обеспокоит и будет только иметь временный наблюдательный пункт. И действительно, незнакомец прожил недели две и исчез.

Такой же случай был и в другом месте. Выходит, значит, что в Вашу квартиру всегда может войти неизвестный и жить там сколько ему угодно.

Это совершенно новый прием.

«Отеч<ественные> зап<иски>» № 11 сегодня пошел в цензуру без моей статьи.

До свидания. Передайте наш общий привет многоуважаемой Екатерине Павловне.

Весь Ваш
М. Салтыков.

Помета рукою Елисеева: 1882. Ноября 13.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 865. Г. З. Елисееву. 13 ноября 1882. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 147—148.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.