936. А. Л. БОРОВИКОВСКОМУ

12/25 июля 1883. Баден-Баден

Баден-Баден. 12/25 июля 1883.

Многоуважаемый Александр Львович.

Письмо Ваше хотя получил еще в Петербурге, но почти в самую минуту отъезда. Теперь пишу к Вам из Баден-Бадена, где бедствую на биваках и благодаря отвратительнейшей погоде всем нутром болен. Мои — благоденствуют, а я, должно быть, уж совсем помер, так что постоянно тоскую о сухой и просторной петербургской квартире. Там можно и прилечь и расположиться у письменного стола, а здесь просто ни дна ни покрышки нет. Предполагается, что человек с утра до вечера должен гулять. В день мы здесь платим пансиону 22 р. да столько же на разные предметы выйдет. За эту сумму мои

218

получают возможность гулять и кувыркаться, а я — возможность чувствовать себя отвратительно.

Вчера сюда приехал Елисеев с супругой. Сидят оба и ждут, что я скажу, что они необходимы в Петербурге. А я молчу. Наконец, Катерина Павловна не вытерпливает и начинает полемизировать: «Были и мы когда-то полезны, а теперь...»

Надо Вам сказать, что контракт «Отеч<ественных> зап<исок>» должен в нынешнем году кончиться. Третий год Елисеев живет за границей, пользуясь всеми привилегиями, и вот теперь, за пять месяцев до конца, готов воротиться для содействия. А я положительно знаю, что он работать не может, а может только разогнать тех, которые за него работают. Мое положение совсем трагическое. У «Отеч<ественных> зап<исок>» два предостережения, и я — совсем измучился. Кажется, достаточный резон, чтоб уйти, хотя средства у меня далеко не достаточные и будет очень трудно восполнить то, что дают «Отеч<ественные> зап<иски>». Я и решился уйти, тем больше, что все, что̀ бы я лично ни напечатал в «Отечественных> зап<исках>», подвергнется непременному преследованию. Поэтому, даже в видах продолжения моей литературной деятельности мне лучше и выгоднее уйти из журнала. Однако ж с уходом моим упразднится место редактора, и нового, пожалуй, не утвердят. Поэтому многие из сотрудников могут остаться без пищи. Это обстоятельство настолько серьезно, что заставляет меня задумываться, не идти ли дальше до тех пор, пока судьба сама не устроит мою погибель 1. Но тут увязывается Елисеев. Все надеется, что помолодеет и сделается прежним Елисеевым, а между тем двух строк написать не может, чтобы голова не заболела. Михайловский — выслан; Елисеев — безнадежно болен, я — чуть дышу; какая же это редакция?

На днях я жду сюда В. И. Лихачева. Ел<ена> Ос<иповна> где-то в Мюнхене с сыном, который дослушивает курс и к 20-му июля воспользуется вакантом. Все хотели приехать сюда, но состоится ли это — не знаю. Может быть, Елисеев их испугается. Представьте себе, я до сих пор не могу разгадать причину их ссоры. Елисеев — молчит, а Лихачевы, по-видимому, не знают. Вообще, пренеприятный человек Елисеев. Все свое дерьмо внутри хранит и оттого болен. Да и на других нагоняет досаду.

Таким образом, и в Баден-Бадене обретаю Петербург.

Ежели вздумаете писать мне, то адресуйте так: Allemagne. Baden-Baden. Poste restante. Ежели мы и уедем куда-нибудь,

219

то письмо перешлют. Я предполагаю уехать в Петербург 18 — 20 августа. Везу сына в гимназию.

Очень рад, что Ваша целина дает Вам много хлеба, а баштан — много дынь. Здесь нет баштанов, но дыни есть; и хлеб есть в булочных.

До свидания; будьте здоровы и передайте от меня и от жены сердечный привет — добрейшей Елизавете Юльевне. Детей поцелуйте.

Весь Ваш
М. Салтыков.

Здесь во всех ретирадных местах вывешено правило: по исполнении надобности, тяните ручку клозета прямо вверх. Но русским разрешается тянуть и не прямо, лишь бы не оставляли экскрементов в чашке. А Бисмарк, говорят, выразился так: русские < — — — > любят и могут, но < — — — > спустить не умеют.

На конверте: Russland. Via Wien — Krakoff — Kieff, Екатеринославской губернии, станция Саксагань. Его высокородию Александру Львовичу Боровиковскому.

Почтовые штемпеля: Baden-Baden. 26.7.1883; Екатеринославская г. Саксаганская П. С. 22 июля 1883.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 936. А. Л. Боровиковскому. 12/25 июля 1883. Баден-Баден // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 218—220.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.