970. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

20 декабря 1883. Петербург

20 декабря.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Согласно желанию Вашему, я сегодня же сделал распоряжение о высылке в Тверь г. Гофштеттеру 300 р., что́ завтра и будет выполнено. Но Вы меня несколько сбили с толку: в предыдущем письме адрес написали Via Torino, 36, а в нынешнем № дома обозначили 37. Между тем по первому адресу высланы Вам на прошлой неделе деньги 1000 р. и я письмо написал. Если Вы не получили, то справьтесь на почте и во всяком случае напишите.

Я все болен, и в особенности мучусь одышкой. Даже лежа на постели вдруг начинаю задыхаться. Крайне на себя сетую, что опять ввязался на два года в редакторство 1. Это чистейшее мучение при настоящем положении вещей и при полном равнодушии публики. Положительно никто ничего не читает и читать не хочет. А после убийства Судейкина, вероятно, дела пойдут еще хуже 2. У нас всегда так: кто ни напакости — первым делом на литературу валят. И в особенности на «Отеч<ественные> записки». Никакая осторожность тут не поможет.

О газетах не беспокойтесь: я распорядился высылать их Вам по-прежнему, т. е. «Нов<ое> время», «Моск<овские> вед<омости>» и «Дело».

У меня дома сущая больница. У Кости уши болят; на одно ухо совсем оглох, другое производит такие страдания, что

259

целые ночи бедняга не спит. Ездит Пруссак, но толку что-то мало. Лиза сильно кашляет и перестала ходить в гимназию; жена — совсем измучилась, тоже, того гляди, сляжет. Нехорошую старость послало мне всеблагое провидение! Мучений по горло, а смерти нет.

Очень рад, что в Риме Вам понравилось и что Вы намерены там пожить. В наши года не так-то легко передвигаться с места на место. Я, по крайней мере, и из дому совсем не выхожу, кроме как к Лихачевым и в редакцию. Но предвижу, что скоро и эти экскурсии сделаются для меня невозможными, потому что после каждого выезда обостряется катарр легких, усиливается одышка. Что-то принесет лето.

До свидания. Еще раз поздравляю Вас с новым годом, и прошу передать от меня и от жены привет и поздравление многоуважаемой Екатерине Павловне.

Искренно Вам преданный
М.Салтыков.

Сегодня хоронили прямо против моего дома Судейкина (он в Мариинскую больницу был перевезен) с военными почестями.

Я передавал жене и детям о видах Рима, которые Вы намерены им прислать. Они заранее Вас благодарят.

На письме помета Елисеева: 1883. Дек. 25/1884. Янв. 6.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 970. Г. З. Елисееву. 20 декабря 1883. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 19. Кн. 2. С. 259—260.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.