1040. А. Л. БОРОВИКОВСКОМУ

11 июня 1884. Сиверская

11 июня. Сиверская станция
П-бургско-Варшав. жел. д., дача Шпёрера.

Многоуважаемый Александр Львович.

Я на Ваше письмо отвечал, но получили ли Вы мой ответ — не знаю, ибо Вы имеете похвальный обычай замолчать вдруг и надолго 1. А между тем случилось следующее. Ко мне обратился кунгурский 1-й гильдии купец Наркиз Богданович Кормильцын с вопрос<ом>: нет ли в моем ведомстве (очевидно, он еще не знает, что ведомство мое распущено) 2 стихотворца, который мог бы написать стихи на бракосочетание его дочери Ирины Наркизовны 3, но так, чтобы стихи были по

32

1-ой гильдии, и что̀ это будет стоить. Я указал ему на Вас, думая, что это Вас развлечет. Но при этом написал ему, что так как стихи требуются непременно по 1-ой гильдии, то цена им будет 1 р. 25 к. за строку, ежели не меньше 200 строк. Или, говоря короче, за все стихотворение 250 р., если же Вы напишете меньше 200 строк, то за каждый недописанный стих платите по 5 р. неустойки. Кроме того, я объяснил ему, что Вы надворный советник (кажется, так?) 4 и занимаете несменяемую должность, которая, впрочем, вскоре сделается сменяемою 5, и что, ввиду этого, Вы, может быть, пожелаете, чтоб стихи были прочитаны под псевдонимом Случевского 6. Кроме Вас, я указал ему еще на Аполлона Майкова, который тайный советник и имеет через плечо орден 7.

Не знаю, на что решится г. Кормильцын, но, во всяком случае, считаю нужным Вас предупредить, чтоб Вы не испугались, получив из Кунгура предложение.

Я живу на Сиверской станции и нахожу, что это единственный уголок в окрестностях Петербурга, который можно назвать сносным и даже живописным. Никого не вижу, ибо меня все либералы обегают, и ничего не делаю, ибо до сих пор не могу овладеть собою. Вот разве с легкой руки Кормильцына несколько оживлюсь. Болен я по-прежнему и кашляю жестоко.

Из газет, я полагаю, Вы знаете, какой с Лихачевым случился анекдот. Ужасно мне его жаль, до слез. Главное, что вышло все как-то необыкновенно нелепо. Я его после происшествия еще не видал, но на днях нарочно еду в Петербург, чтобы с ним видеться 8.

Дама, которую Вам адресовал Унковский, воротилась от Вас в восторге; говорит: не знаю, что такое у него в панталонах, но совершенно как фимиам. А Унковский ей на это: да Вы не у Победоносцева ли по ошибке были?

Прощайте, будьте здоровы. Мой сердечный привет всем Вашим, хотя я знаю, что в настоящее время Вы в Одессе одни. Прошу извинить, что пишу на гнусной бумаге: жена лучшей не дает, говорит, надо экономить. Представьте себе!

Весь Ваш
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1040. А. Л. Боровиковскому. 11 июня 1884. Сиверская // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 32—33.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.