1097. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

13 ноября 1884. Петербург

13 ноября.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Прежде всего, благодарю Вас за телеграмму, полученную 8 ноября 1. День этот я провел вполне семейно, так что он ничем не отличался от прочих дней. Да и пора перестать торжествовать; совсем это нынче не к лицу.

Давно я не писал к Вам и признаю себя виноватым; но я нахожусь в такой апатии, что трудно и описать 2. Не могу объяснить, в чем проходит день, но знаю, что он проходит в праздности. Писать пробую, но так как ни один журнал меня не привлекает, то пишется неохотно и медленно. В

99

ноябрьской книжке «Вестн<ика> Европы» есть моя статейка в ½ листа — это плод 4-х месяцев; для декабрьской книжки я тоже приготовил статейку приблизительно таких же размеров, но она как-то скомкана и не нравится мне 3. Кто бы мог предсказать, что я буду участвовать в «Вестн<ике> Евр<опы>», а между тем это совершившийся факт. Знаю, что чувство собственного достоинства требовало бы замолчать совсем, но, к сожалению, жизнь в материальном смысле сложилась не вполне удовлетворительно. Да и привычка.

На днях, т. е. два дня тому назад, здесь вышел Сборник, изданный Литературным фондом. В нем есть отрывок из романа Толстого Льва и три моих сказки. Две из числа вырезанных из «Отеч<ественных> зап<исок>», третья — новая, но написана была мною еще до катастрофы с «Отеч<ественными> зап<исками>» и предназначалась для майской книжки. По странному случаю она представляет как бы предсказание катастрофы 4. Стоит сборник 3 р. Еще вышли «Письма Тургенева», не особенно интересные, но при современной литературной бедности все-таки не лишние. Изданы они тоже в пользу Литерат<урного> фонда и стоят 2 р. 50 к. 5.

Ценные Ваши бумаги хранятся у меня. Давно я собираюсь их в Гос<ударственный> банк положить на хранение, но так как боюсь выходить из дому, то со дня на день дело откладывается. 1-го марта будущего года Вам будет причитаться по купонам 275 р. Поэтому ежели Вы желаете дать мне какие-нибудь поручения (например, выписать книги, журналы, газеты), то я с удовольствием выполню насчет этих денег, а после 1-го марта пришлю Вам счет и остающиеся деньги.

Мало кого я вижу, а потому и мало знаю. По газетам вижу, что идет старая разнокалиберщина, без всякой системы. Из старых знакомых вижусь только с Лихачевыми и Унковскими; из бывших сотрудников — очень редко с Скабичевским. Все остальные точно растаяли в воздухе. Одним словом, отчуждение полное.

С удовольствием вижу из газет, что холера в Париже ослабевает. Да, признаться, кажется, она не была там серьезною. Но паники, по-видимому, было достаточно 6. И мы ожидаем ее к весне и Лихачев с Боткиным приготовляются к ее принятию 7.

До свидания; будьте здоровы и передайте от меня дружеский привет уважаемой Екатерине Павловне. Искренно жму Вашу руку.

М. Салтыков.

И я и жена от души поздравляем Екатерину Павловну с предстоящими именинами, а Вас с дорогою именинницей.

100

М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1097. Г. З. Елисееву. 13 ноября 1884. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 99—100.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.