1108. Н. А. БЕЛОГОЛОВОМУ

10 декабря 1884. Петербург

10 декабря.

Многоуважаемый Николай Андреевич.

Вышел очень неприятный случай. Издания Литературного фонда я поручил отправить к Вам книгопродавцу Карбасникову, и он еще 27 ноября сдал их на почту, но в адресе не поместил «Menton». Наш дурацкий почтамт, конечно, принял, а сегодня книги воротили из Франции назад, и завтра будут высланы вновь 1. Вообще, я, при болезнях моих, плохой корреспондент. Да и Вл. Ив. Лихачев не лучше меня: представьте себе, он до сих пор не передал по принадлежности тех 100 р., которые Вы предназначали для Литературного фонда. Я ему напоминал, но он как-то совсем замотался. Все по обедам да по раутам ездит, а недавно, на обеде

111

правоведов Набоков у него на плече заснул. Можете себе представить эту картину! Напомните ему об деньгах для Лит<ературного> фонда, но не пишите, что от меня знаете, а просто спросите, выдал ли ему фонд квитанцию. Вообще, по-видимому fortuna venit 2 добрейшему Владимиру Ивановичу, и хотя я, по-прежнему, неизменный член его воскресений (почти я один и бываю), но думаю, что серьезные обязанности скоро отвлекут его от невинных занятий.

У нас, слава богу, благополучно, как это свидетельствует дело Рыкова 3 и процесс Мироновича 4. Рыков прямо сослался на Каткова, назвав его «благодетельным для России публицистом», и сказал: нам надо не советовать, а приказывать. А относительно Мироновича оказывается, что он политическим агентом был и аттестовал в благонадежности. Вот как прекрасно.

Вы, вероятно, прочитали «Пестрое письмо» в декабрьской книжке «В<естника> Евр<опы>». Смысл сей басни таков: завозных конституций бояться нечего. Следовательно, ежели надобность встретится, то таковую может написать Передрягин, коего адрес почтамту известен. Многие комментируют, будто бы я хотел указать на Лорис-Меликова, но это неправда. А другие говорят, что «братушек» я только для вида привлек, — об этом я ничего не знаю и сказать не могу. Dixi et animam levavi 5.

Здоровье мое плохое, хотя я, по наружности, молодец, и все мне это говорят. Теперь глаза что-то ломит, да в ногах, по-видимому, опять purpura 6 забирается. А к тому и сын не радует: плохо учится; дочка же прямо говорит: надоел ты нам! Вот ужо вырастут и голову снимут.

Ераков проект железной дороги сочинил: соединить Нижний с Харьковом. Условие sine qua non: 7 чтобы Харьков два раза в год ездил в гости в Нижний, а Нижний тоже два раза в год — в Харьков. А посередке лежит имение Еракова: там будут блины с икрой, с сметаной и снетками. Вот старый вор какую штуку придумал!

До свидания; напишите, пожалуйста, есть ли надежда когда-нибудь свидеться?

Прошу Вас передать и от меня и от жены дружеский поклон многоуважаемой Софье Петровне.

Искренно Вам преданный
М. Салтыков.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1108. Н. А. Белоголовому. 10 декабря 1884. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 111—112.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.