1131. Г. З. ЕЛИСЕЕВУ

5 февраля 1885. Петербург

5 февраля.

Многоуважаемый Григорий Захарович.

Давно не писал к Вам, потому что не выхожу из болезней. Не я лично, а Костя. Начал с Рождества, проболел праздники, потом на короткое время поднялся, а 18 января опять заболел скарлатиною, и теперь лежит. Болезнь была настолько жестока, что две недели сряду мальчик был в бреду. Лечит его Руссов, но покуда была опасность, 5 дней сряду посещал Боткин. Благодаря этому со вчерашнего дня болезнь начала уступать. Но до сих пор ему ничего не дают есть и только сегодня перестали класть лед на голову и на грудь. Вот уже скоро три недели как мы секвестрованы, никого не видим, кроме докторов. Иногда заходит Лихачев. Лизу мы вынуждены были отделить и отдали ее хозяйке дома, Скребицкой (жене доктора Скребицкого), и вот уже 18 дней как не видим ее. Хорошо, что она в том же доме и изредка показывается в окне на дворе. Хорошо также, что порядочные люди нашлись, которые взяли ее с гувернанткою, в то время, когда мы совсем теряли голову и намеревались взять номер для нее в гостинице. До 3-го марта, т. е. покуда не произойдет дезинфекция, мы остаемся все в том же положении. В первый раз это со мною случается. Живем как ошельмованные и страшно

136

скучаем. Как ни опасен был Константин — скарлатина была с большими осложнениями со стороны сердца и легких — но раз Боткин вступился, я все-таки не терял надежду. Одна боязнь: как бы умственные его способности не тронулись болезнью. Н. И. Соколов тоже довольно часто заходит.

Посылаю Вам три моих сказки, из которых две были помещены в «Рус<ских> ведом<остях>», а одна в «Неделе» 1. Вот и я, как евреи, по всем журналам града взыскую. Что делать! такая уж старость пришла. Думал в своем дому умереть, а надо скитаться. У бога милостей много, полна пазуха. Только в «Р<усские> вед<омости>» посылать не особенно странно, а в прочие места даже удивительно. Мог ли я думать, что попаду в «Вестн<ик> Европы»? Да и действительно я там только сотрудник, т. е. случайный вкладчик. Как прежде никого не знал, так и теперь. Только Стасюлевич у меня бывает, а из сотрудников никого не вижу, даже Пыпина. Просто удивительно.

1-го марта вам следует получить по купонам 275 р. В счет их мною уже затрачено 109 р. 50 к. на журналы и книги для Вас, и счет Карбасникова был своевременно к Вам послан. Стало быть, Ваших денег будет у меня 165 р. 50 к. Напишите, пожалуйста — только не томите — как с ними поступить, т. е. прислать ли к Вам, или хранить до Вашего приезда. Теперь — курс изрядный, и я могу выслать немедленно по получении от Вас уведомленья.

Прошу Вас передать от меня и от жены сердечный привет многоуважаемой Екатерине Павловне.

Затем, желаю Вам всего лучшего и остаюсь преданный Вам

М. Салтыков.

На днях был пожар в здешнем Гор<одском> кред<итном> обществе, и вообще там порядочная неурядица. Но бумаги стоят 84%. А два месяца тому назад были 82½%. Перед пожаром доходили до 85%.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1131. Г. З. Елисееву. 5 февраля 1885. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 136—137.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.