Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 45, лл. 81—82.

Впервые опубликовано (раздельно — к Д. Е. и А. Я. Салтыковым): Изд. 1933—1941, т. XVIII, стр. 112—113 и т. XIX, стр. 49.

 

149

1 Л. Е. Зилова умерла 16 ноября 1854 года (З. З. Шереметевский. Русский провинциальный некрополь, т. 1, М. 1914).

2 В октябре 1854 года сарапульский городничий Дрейер донес губернатору Семенову об аресте «бродяги Ситникова», разыскивавшегося по предписанию из Петербурга. Допрос Ситникова, именовавшего себя «странником Ананием», и дальнейшие следствия по делу были поручены Салтыкову. Приехав в Сарапуль в середине октября и проведя здесь около месяца, Салтыков пришел к выводу, что «дело» не представляло из себя ничего важного. Вернувшись в Вятку, он просил губернатора освободить его от этого поручения. Однако присланная из Петербурга бумага министра внутренних дел Бибикова решила вопрос не в пользу желания Салтыкова. Продолжение следствия было оставлено за ним, и дело это полностью поглотило последний год его вятской службы. Проверяя показания Ситникова, раскрывавшего из тюрьмы все новые тайны раскольничьего мира, Салтыков побывал в течение декабря 1854 — февраля 1855 года во множестве мест Вятской и Пермской губерний, в том числе и самых глухих. В марте же 1855 года Салтыков перекочевал из Приуралья и Вятки в Казань, а затем в Нижегородскую губернию. На обратном пути он заезжал, уже по своим личным делам, во Владимирскую и Ярославскую губернии и вернулся в Вятку лишь в мае. Для Салтыкова итоги этого самого большого его служебного поручения были и отрицательными и положительными. Собранные в процессе следствия обширные материалы представляли немалую ценность как источник для ознакомления с верованиями и бытом различных сект старообрядчества. Эти материалы, а еще в большей мере живые впечатления, полученные от поездок и встреч в глубинной народной России, получили вскоре художественное отражение в возобновленной после ссылки писательской работе («Губернские очерки», «Смерть Пазухина», «Тихое пристанище» и др.). Но в судебно-следственном отношении добытые материалы мало что давали даже для николаевской администрации. Выполнение «высокого» министерского поручения и энергия, на это потраченная, ничего в судьбе Салтыкова не изменили, как он на это надеялся.

Материалы «Секретного дела о раскольниках Смагине и Ситникове» — несколько тысяч листов — хранятся отчасти в ИРЛИ, отчасти же в ГА Киров, обл. Полностью и систематически документы «дела» еще не изучены. Наиболее развернутые справки о материалах «дела» и его значении в биографии Салтыкова — см. в работах: 1) А. Лясковский. Новое о Салтыкове. — «Беседа», Berlin, 1924, кн. 5; 2) Р. В. Иванов-Разумник. М. Е. Салтыков-Щедрин. М., 1930, стр. 95—110; Макашин I, стр. 352—366.

150

Макашин С.А. Комментарии. М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 82. Д. Е. и А. Я- Салтыковым. 9 декабря 1854. Вятка // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 149—150.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.