Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 1, лл. 9—11.

Впервые опубликовано: Письма, стр. 12—14.

 

Впечатления от только что прочитанного «Дворянского гнезда» (Совр., 1859, № 1) исполнены восторженности и лиризма, необычных для восприятия Салтыковым других выдающихся новинок современной ему литературы. Однако восхищенная характеристика «светлой поэзии» романа завершается выражением сомнения в возможности, на основании именно этих качеств, «ставить Тургенева высоко как художника». Такое противоречие в оценке «Дворянского гнезда» и его автора может быть понято лишь в системе тех требований социально-активной эстетики, которые были характерны для Салтыкова и наиболее полно, для данного времени, изложены в программной части его статьи 1856 года «Стихотворения Кольцова». В частности, согласно одному из этих требований, «каждое произведение искусства необходимо должно иметь свой результат, и результат не отдаленный и косвенный, а близкий и непосредственный» (т. 5 наст. изд., стр. 13). Таких «результатов» Салтыков не находил тогда в сочинениях Тургенева.

 

213

1 А. В. Дружинина.

2 Статья С. С. Дудышкина «Повести и рассказы И. С. Тургенева». — ОЗ, 1857, № 1, отд. II.

3 Статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous». — «Атеней», 1858, № 18, стр. 65—89.

4 Эти слова, которыми заканчивается «Дворянское гнездо», относятся непосредственно к размышлениям автора о последней, случайной и безмолвной встрече Лаврецкого с Лизой: «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо».

5 Мысль Салтыкова: образ Варвары Павловны — женщины-хищницы — художественно совершенен, но он снижает («гадит») своей нравственно-этической неполноценностью «общий строй» романа, направленный на поднятие «нравственного уровня».

6 О судьбе повести «Яшенька» см. прим. 10 к письму 120.


Макашин С.А. Комментарии. М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 124. П. В. Анненкову. 3 февраля 1859. Рязань // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 18. Кн. 1. С. 213—214.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.