Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 366, оп. 3, № 3, лл. 22—23. Впервые опубликовано: Письма, стр. 156—159.
1 В начале февраля 1877 г. Некрасову был преподнесен студенческий Адрес от четырех учебных заведений (Петербургского университета, Медико-хирургической академии, Харьковского университета и Харьковского ветеринарного института). В Адресе говорилось, что русская учащаяся молодежь несет в своих сердцах «могучую, святую любовь к народу». Некрасов как «певец народа, певец его горя и страданий» своей поэзией «зажигал эту могучую любовь к народу и воспламенял ненавистью к его притеснителям». Сбор подписей происходил в Клубе художников перед окончанием вечера, данного в пользу студентов акушерских курсов. 12 февраля 1877 г. по распоряжению Александра II Клуб художников был закрыт (Е. А. Гитлиц. Адрес Н. А. Некрасову революционного студенчества в 1877 году. — «Некрасовский сборник», III. М.—Л., 1960).
2 По требованию цензуры из № 2 Отеч. записок был изъят рассказ Салтыкова «Чужую беду — руками разведу» (см. в наст. изд. т. 12, стр. 555—579, 729—730). Переработанную редакцию этого рассказа, в котором смягчены наиболее опасные в цензурном отношении места и сделан ряд сокращений, Салтыков напечатал в Отеч. записках (1880, № 12) под названием «Чужой толк».
3 Салтыков с глубоким вниманием и сочувствием следил за борьбой революционного народничества с самодержавием. Поэтому он не мог принять той трактовки в изображении деятелей народнического движения и их борьбы, которую дал Тургенев в своем романе.